Мы подготовили материал о периоде активных политических преобразований под лозунгом построения демократического, гуманного социализма.
А, между тем, прошло уже 30 лет со времени этих событий. Нет, это не повод для празднования, а предлог для размышлений, анализа приобретений и утрат, уроков и выводов. Дело в том, что об этом событии чины, деятели и политики вспоминают разве что в связи с темой о распаде Союза ССР. Однако для таких маленьких шахтёрских городков, коим является Кировск, шахтёрская забастовка сыграла ещё и свою, особенную роль. Ведь, в ходе неё, кроме сугубо шахтёрских задач, были вскрыты ещё и проблемы взаимоотношений между руководителями, местной властью и населением города и надолго были определены требования людей к тем, кто хочет «постоять у руля». Рабочее движение вызвало к жизни целую когорту лидеров нового толка, пробудило в горняках общественное сознание: они стали тревожиться не только о своём производстве, своей зарплате и пенсии, но и обо всём городе. Вспомним коротко, как же это было.
Массовая стачка всех угледобывающих предприятий страны началась со стачки в горняков г. Междуреченске Кемеровской области 11 июля 1989 года. В считанные дни забастовка охватила другие основные угледобывающие регионы СССР. Главный повод её: шахтёры не хотели больше жить и работать в условиях, в которых они находились.
В нашем городе забастовка шахтёров началась 21 июля 1989 г. На площади перед горкомом собрались горняки в рабочей одежде. Протестующими были высказаны претензии к деятельности милиции, действиям и поведению отдельных должностных лиц. Шахтёры говорили о чрезмерно раздутом административном аппарате, о негативных последствиях предполагаемого закрытия шахты «Бежановская», о шахтной коррупции, непосильном женском труде на шахтах, дефиците товаров, нарушениях завмагами правил торговли, выражающихся в припрятывании товаров повышенного спроса. Среди требований бастующих были: перевести Донбасс в 1-ю категорию снабжения продуктами, создать группу, контролирующую работу учреждений здравоохранения, отменить наценки на продукты питания в шахтёрских столовых и буфетах, увеличить нормы отпуска мыла для семей, имеющих несовершеннолетних детей, закрыть кооперативы, не производящие собственной продукции, не размещать кооперативы рядом с предприятиями торговли и общепита, перевести детскую больницу и поликлинику в центр города,
Наивысшей точкой напряжения забастовки стало 24 и 25 июля. В город прибыла правительственная комиссия, результатом работы которой стало снятие с должности ряда руководителей. Довелось часто выходить на площадь, отвечая на вопросы бастующих, постоянно вести диалог с городским забастовочным комитетом «генералу» производственного объединения «Стахановуголь» Ю.Иоффе, вернувшемуся из отпуска первому секретарю ГККПУ В.Костомарову, председателю горисполкома Н.Синельнику. 26 июля состоялся внеочередной пленум горкома партии по вопросу о доверии секретарям ГК КПУ, продолжающийся 8 часов. Выступления на нём транслировались на площадь по громкоговорителю связи и по городскому радио. В знак несогласия с решением пленума, который оказал доверие всем 3-м секретарям горкома КПУ, члены забастовочного комитета покинули помещение, в котором проходило заседание. 28 июля участники забастовки заслушали и обсудили о результатах переговоров своих представителей в Москве. Забастовка была приостановлена до 5 августа.
Простые шахтёры, входившие в городской забастовочный комитет, не имеющие опыта участия в управленческой работе, не владеющие механизмами народной демократии, по своему наитию, руководствуясь только своим разумом и душевными порывами, на протяжении определённого времени, можно сказать, управляли ситуацией в городе, принимали решения.
Между бастующими и властью, профсоюзными органами был достигнут определённый компромисс. Между областным шахтёрским СК Ворошиловградской области, комиссией Совета Министров СССР и ВЦСПСВ был подписан протокол согласительных мер. После забастовки в город приехала работать комиссия МВД УССР, УВД облисполкома. Во всех предприятиях проведены перевыборы советов трудовых коллективов, избраны рабочие контролёры.
Члены городского забастовочного комитета Н.Лысак и В.Семёнов в составе делегации горняков Кировска, Стаханова, Брянки были направлены в Москву для решения многих вопросов, сформулированных в требованиях бастующих. Шахтам были предоставлены дополнительные права самостоятельности. 17 ноября директор ш. им. С.М.Кирова Ф.Иванов и гроз шахты, председатель городского стачкома А.Заика приняли участие во встрече с членами Советского правительства в Кремле, где была достигнута договорённость о приостановлении забастовки. «Домоклов меч» ликвидации, нависший над шахтой «Бежановская», был отброшен в сторону.
Городской забастовочный комитет работал и после приостановки забастовки (на общественных началах): организовывал проверки порядка распределения автомобилей и квартир, торговых точек города. Но напряжение в обществе после шахтёрских забастовок 1989 года оставалось, так как многие вопросы, поставленные шахтёрами, не были разрешены.