Светлану Николаевну Кравченко, талантливого преподавателя Кировской школы эстетического воспитания я застала в концертном зале учреждения. Она прослушивала свою подающую надежды ученицу Полину Небесную, добиваясь при этом выразительности исполнения, ритмической точности и передачи ребёнком характера музыки. От внимания учителя ничего не ускользало: ни как опускается рука ученицы на клавиатуру, ни как палец погружается в клавишу, как девочка вслушивается в звучание. Светлана Николаевна – преподаватель опытный и достаточно успешный и результативный, её учащиеся принимают участие в различных конкурсах. О секретах её профессионального мастерства мы продолжили нашу беседу в её классной комнате.
Музыка в её душе.
Музыка не приходит в мир ребёнка сама собой. Она появляется или с грёзами, навеянными маминой колыбельной, или под равномерный звук дождя, пение птиц, а, может, и с песнями любимого артиста. В жизнь Светланы Кравченко она пришла со звонкими песнями детсадовской детворы. Её маме, Екатерине Евдокимовне Леденёвой, работавшей воспитателем в детском саду городского отдела образования, очень нравилась профессия музыкального руководителя – интересная, красивая, праздничная, в чём-то, можно сказать, элитная. Именно о такой профессии для своей дочери она стала мечтать, а дочь и не возражала: ей нравилось петь и слушать незатейливые мелодии детских песен, выступать, заняв артистическую позу у пианино.
И маленькую Светланку родители отдали учиться в музыкальную школу, несмотря на то, что материально это было не так легко: в семье рос ещё один ребёнок – Светина сестричка, требующая внимания, а за обучение нужно было платить. Предстояло также купить инструмент - пианино, а это было дорогое удовольствие. Оформив кредит, семья с этой задачей как-то справилась. И полетели годы учёбы. Светлана помнит, с каким неподдельным интересом рассматривала она волшебные клавиши фортепиано и с нетерпением хотела научиться на нём играть.
Поступив в музыкальную школу, девочка стала постигать не только приёмы звукоизвлечения и нотную грамоту. Каждый раз, разбирая новую пьесу, размышляла, что хотел сказать автор, когда писал это произведение, сможет ли она сама выразить те чувства, которые он вложил в него? Рано поняла: для того, чтобы музыка стала действительно прекрасной, необходимо желание, трудолюбие, старание и грамотность, а также профессионализм замечательного педагога.
У Светланы было несколько преподавателей по специальности, каждый из них внёс свою частичку в её становление как музыканта. Настоящий интерес к музыке у девочки сумела разбудить преподаватель Гончарук Светлана Филимоновна – тогда молодая, интересная, яркая, симпатичная женщина, только окончившая Северодонецкое музыкальное училище. Именно она заронила в душе ученицы любовь к чарующим звукам музыки и сумела зарядить свою ученицу какой-то необычайной энергией, необходимой для достижения успеха. Оканчивала школу Светлана с ещё одним замечательным педагогом - Валентиной Николаевной Латышевой – «любовью всей её жизни».
Полюбив своих учителей, девочка полюбила и музыку, и всё, что с ней связано. Когда началось серьёзное занятие классической музыкой, тогда пришло и понимание важности этого волшебного мира, его способности влиять на духовный мир человека. Как говорит сама моя героиня, её научили в стенах этого учебного заведения другой культуре - высокой и прогрессивной.
Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души.
Когда пришёл срок (1983 г.) и нужно было поступать учиться, Светлана поехала в Россию и поступила в Губкинское музыкальное училище Белгородской области (в настоящее время институт культуры), на отделение специального фортепиано. По окончанию училища молодая женщина недолго поработала в Волоконовской музыкальной школе и вернулась на родину. К этому времени у неё уже родилась маленькая дочь. Поступила работать в свою же альма-матер – Кировскую музыкальную школу и также в школу в посёлке Новотошкоское. Потом перешла полностью в поселковую школу. Работала директором только открывшейся школы искусств в посёлке Донецкий. Необходимость определения в школу дочери заставила женщину уволиться и прийти на освободившееся место в Кировскую музыкальную школу. И не зря. Дочь Леночка не подвела свою маму, пойдя по её стопам: она с отличием окончила музыкальное училище, затем с отличием же – Донецкую консерваторию и магистратуру. Сейчас пребывает в декретном отпуске, подарив бабушке чудесных внука и внучку.
Светлана Николаевна окунулась в педагогическую деятельность и счастлива тем, что вокруг нее растут способные чувствовать и понимать музыку дети. У преподавателя в классе занимается четырнадцать детей. Сейчас количество вернулось к довоенному, а в феврале 2015 было такое, когда осталось лишь пять. Её ученики - разновозрастные дети. Саша Голуб, например, учится в нулевом классе. А Екатерина Сирик в этом году выпускается. Она - участница всевозможных конкурсов: региональных, республиканских, и международных. По словам преподавателя, её премировали поездкой в «Артек» - и там она в инструментальном жанре также заняла первое место. Моя новая знакомая Полина Небесная - ученица 4-го класса, воспитанница школы во втором поколении, здесь учился её папа. Дуда Каролина – тоже участница всевозможных конкурсов. Головинова Влада – хоть ещё маленькая, но перспективная девочка, тоже занимала места в конкурсах и в прошлом, и в этом году. Такой же и покоряющий конкурсные сцены второклассник Мячин Данил.
Светлана Кравченко умело находит контакт с каждым ребёнком, пробуждает и развивает творческие навыки. Учитель с любовью говорит о каждом из своих учеников и ей даже трудно кого-то выделить. Ей доставляет радость увлекаться работой, рождать в учащихся творческую заинтересованность.
По ступеням – к новым достижениям.
Важная часть работы как преподавателя по специальности – это подбор программы. Для каждого ребёнка произведения подбираются индивидуально. Но обязательным является исполнение на конкурсах классики – произведений Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, этюдов Карла Черни.
Поинтересовавшись репертуаром Полины Небесной, я узнала, что она освоила трехголосную инвенцию ля минор И.С.Баха, сонату №20 соль мажор Л.Бетховена, произведение Игоря Парфёнова «Февраль. Проводы Русской зимы». В её программе есть и лирические произведения. В прошлом году она исполняла на конкурсе в Луганске произведение Игоря Парфёнова для фортепиано «У вечного огня» - все плакали. Председатель жюри искренне восхищался талантом кировской юной исполнительницы. Победы учеников преподавателя, конечно, радуют, их много.
Среди побед учеников Светланы Кравченко - в 2018 г. 1-е место в этюдном региональном конкурсе «Ступеньки мастерства» в Стаханове, 2-е место во втором туре в Стаханове, в третьем туре – третье место. Республиканский конкурс «Вдохновение» - 1-е место, в этом году технический конкурс – второе место, г.Москва международный интернет-конкурс - 2-е место, г.Москва международный интернет-конкурс – лауреат первой степени, 3-е место в Луганске в конкурсе индивидуального мастерства. Светлана Николаевна благодарна администрации города за то, что она предоставляет транспорт для участия детей в конкурсах, без него это было бы невозможно.
Учителя немного расстраивает то, что её сегодняшние выпускники Сирик Екатерина и Радиков Егор, несмотря на свои талант и успехи, не планируют продолжить музыкальное образование. Хотя она и понимает, что не всем дано быть учителем, а эстетическое воспитание ещё никому в жизни не помешало. Зато Катя и Егор – сегодня гордость школы. Они играют дуэтом на фортепиано, по результатам международного интернет-конкурса стали лауреатами 2-й степени. Эти дети стали настоящим украшением концертов.
Преподаватель рассказала, что недавно возила в Луганск на интересный в профессиональном плане этно-джазовый конкурс двух своих учеников: Головинову Владу и Мячина Данила. Готовятся к поездке на конкурс Полина Небесная (4 кл.) со своими произведениями, Дуда Каролина (3 кл.) и совсем маленькая восьмилетняя исполнительница Невинных Арина, которая занимается в школе с четырёх лет. По мнению учителя, у этих троих детей есть очень большая перспектива. Пожелаем им успеха!
Секрет успеха педагога Светланы Кравченко прост: чтобы чего–то добиться в этой жизни, необходимо трудиться, преодолевая себя. Три года назад она окончила институт культуры, получив высшее образование – шаг, говорящий о многом. Эта женщина работает сама и учит работать своих учеников. В её понимании это не просто проводить как можно больше времени за инструментом, а стараться относиться к этой работе как к увлекательному приключению, в конце которого главного героя непременно ждет «сокровище». Сокровище, именуемое мастерством.