...Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля, - высшим достоинством
человечества станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.
Учитель, как и врач, это работа по призванию. Выдержать темп, эмоциональную нагрузку, приносить пользу ученикам и родителям, сплотить коллектив школьников, научить, а главное - привить мотивацию к учёбе - задача не из лёгких. Первая учительница остаётся в памяти каждого взрослого человека, поэтому её труд и силы всегда оправданы.
Вот уже тридцать два года неустанно дарит частичку своей души детям умная, эмоциональная, внимательная, обаятельная – УЧИТЕЛЬ ОТ БОГА – Светлана Асмала.
Сколько любви, сил, доброты, знаний, упорного труда потребовалось, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания сотням учеников. Она – учитель, который находится в вечном поиске, вечном труде, саморазвитии.
Учитель – это сложная ответственная и одна из самых нужных профессий, а педагог начальных классов – считается фундаментом будущего образования.
За ее плечами тридцать два года педагогического труда в стенах школы №1. Светлана Леонидовна обучает детей азам знаний в своей родной школе, в которой училась сама, здесь учились и её сыновья.
Путь к любимой профессии был для нее нелегким. После окончания школы она работала на швейной фабрике.
«В первой школе я училась, окончила ее 1982 году и поступила в Луганский педагогический институт имени Т. Шевченко. А что самое интересное, в этом же году, 4 сентября я вышла замуж, вот так получилось, я совмещала учебу в институте на стационаре и начавшуюся семейную жизнь»,- рассказывает педагог.
А в 1987 году она окончила педагогический институт и пришла работать в свою родную школу. Значение первого урока в педагогической судьбе трудно переоценить, но Светлана Леонидовна экзамен выдержала.
«После института я пришла работать в свою первую школу. Мне сразу дали третий класс. Этот класс я очень хорошо помню, потому, что они стали моими учителями. Скажу честно, я училась у них всему. Эти дети меня научили именно практике. Я вошла в класс и смотрела, что делают дети: как они открывают тетради, как они пишут. В институте, естественно, дают много знаний, но там больше теория, всю практику я взяла с того третьего класса. Это уже сейчас достаточно взрослые люди, я до сих пор их всех помню. Один из них работает на предприятии «Луганские электрические сети» Кировский РЭС, это Александр Горбатюк. Он частый гость в нашей школе. Кстати, я учила и его сына – Влада Горбатюка, который сейчас учится в восьмом классе. Первый в жизни урок никогда не забуду. Это было очень страшно. Заходила в класс - просто дрожала вся. После института у меня был такой тихий голос, я не могла громко разговаривать. Со временем все изменилось. Первые пять лет ты учишься, еще вторые пять лет - набираешь опыт по профессии. И это все приходит не только с учительским опытом, а просто с жизненным», - рассказывает Светлана Леонидовна.
А потом для нее все пошло как обычно – первое сентября сменяло двадцать пятое мая и наоборот. Летние каникулы возвращали ее в золотую осень. Начальная школа -и снова новый класс, новые дети. И этот круговерть закрутил наш героиню. У нее были и большие классы – больше тридцати человек маленьких непосед, но ничего не пугало педагога. Она была в своей стихии. За время своей педагогической деятельности Светлана Асмала отправила во взрослую жизнь восемь выпусков.
Светлана Асмала: «Начальные классы – это чистая тетрадочка, на которой можно написать все. И что там будет написано - зависит от учителя. Напишет ли он добро, или напишет что-то нехорошее. Поэтому от нас зависит многое».
Учитель - слово, которое в странах Востока пишут с большой буквы. Призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен.
«И вот, говорят, учитель младших классов, что тут сложного – один плюс два, что там рисовать – единичку или двоечку. Это очень тяжело, нужно ребенку объяснить, показать, рассказать, как эта единичка пишется. Я вообще не жалею, что стала учителем начальных классов, мне нравится, что дети вообще верят всему, что я сказала. Они с восторгом слушают то, что я им говорю, старшеклассники уже так не будут, у них уже более предвзятое отношение и к учителю, и вообще к взрослому. А начальные классы – это чистая тетрадочка, на которой можно написать все, и это зависит от учителя - что он там напишет. Напишет ли он добро или напишет что-то нехорошее», - уверена педагог.
Для каждого в отдельности, и для всех сразу, она старается создать творческую, гармоничную, и вместе с тем, почти домашнюю обстановку. А ее выработанная методика – точка вместо двойки всегда дает шанс ученикам исправить отметку.
«Двоечников у меня, честно скажу, никогда не было. Я стараюсь двойки вообще никогда не ставить, у меня такая методика, что если ученик не выучил урок, я даю ему шанс это исправить. Я придумала так, что я в дневник ставлю точку и рядышком расписываюсь. На следующий день ученик приходит и исправляет эту точку. Ждать я могу неделю. И за неделю ученик должен ответить тот урок, к которому был не готов. И честно скажу, двоек я ставлю очень мало и, в крайнем случае. Обычно дети исправляются и все исправляют. Я всегда даю шанс исправить отметку», - говорит учитель.
Для нее каждый ученик - целая неизведанная планета, и, познавая внутренний мир ребенка, Светлана Леонидовна раскрывает его способности и радуется его успехам. Из года в год она преподает одни и те же уроки, но не один еще не повторился.
А методика ее преподавания проста и понятна. Её живые, приветливые глаза располагают детей к откровенному, непринужденному разговору, во время которого они учатся любить, дружить, думать, чувствовать - учатся жить.
«В моей работе есть три главных кита. Первое – дети, которые находятся у меня в классе, должны быть живы и здоровы. Второе – это воспитание человека. Я много провожу бесед, все объясняю доходчиво, главное – уметь разговаривать с детьми. А третье – это уже знания. Здоровье, человек, знания – вот три кита, – это основа моей работы», - уверена Светлана Асмала.
Светлана Леонидовна считает, что главное в её профессии - относиться к каждому ребенку так, как бы ты относился к своему. Она уверена, что начальная школа - это фундамент всей школы.
«Начальная школа – это вообще фундамент всей школы. То, что получит ученик в начальной школе – так дальше он и будет учиться. Если он получит минимум знаний - так и будет учиться в старшей школе. Никогда в моей практике не было, чтобы здесь ребенок учился на три, а дальше он пошел учиться на пять. Начальная школа – это самый главный фундамент», - утверждает героиня.
Она уверена, что нужно детей любить беззаветно и честно, так же, как любят они.
«Нужно просто любить детей и вообще любить людей, и относиться к ним так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Вот это для меня всегда главное. Предыдущий класс – это особый класс. Это был 2015 год, где у меня было почти 30 учеников в первом классе. Это было такое испытание. Ведь, во-первых, это был первый год, когда мы учились по российским учебникам. Учебников на всех не хватало. Это был один учебник на двоих. Но дети настолько умнички. Конечно, может быть, и нельзя так говорить, но это был мой любимый класс. Сейчас они ко мне все время прибегают, все время мы с ними обнимаемся. Очень запомнились они мне. Мы с ними много делали разных хороших дел - проекты исследовательские, в Республике занимали места первые. И сегодняшние первоклассники, я надеюсь, пройдет четыре года - и они станут опять моими любимыми и будут умнички, с которыми будет легко и хорошо работать. Самое главное – чтобы был мир, и все были здоровы», - рассказывает Светлана Леонидовна.
«В моих выпусках были отличники, которые получили «золотые медали». Я ими очень горжусь. Я их всех помню по именам. Последние, которые окончили школу два года назад – это четыре человека, которые получили три золотых и одну серебряную медали. У меня такая гордость за них, ведь все-таки фундамент этим медалям заложила я», - с гордостью говорит педагог.
Улыбчивая, милая, красивая, и непременно добрая. Такая должна быть первая учительница. Ее образ, знания, которые она закладывает в каждого ребенка, остаются с нами взрослыми на всю жизнь. Она человек высокой культуры, книгочей и эрудит. Светлана Леонидовна открывает своим ученикам дверь в еще неизведанное для них. Её преподавание - это урок-праздник, урок – путешествие, урок-встреча…Её уроки не забыть! Учитель приглашает к размышлению, фантазии, дискуссии, учит не только учиться, но и жить.
«Каждый день у нас – это неповторимый день. В нашей работе каждый день – особенный и новый. Это мне больше всего и нравится в моей работе. Скажу честно, я не жалею, что выбрала эту профессию. Говорю это не для красного словца. Каждый из них для меня – как мой ребенок. Приводя своего ребенка в школу или в детский садик, мы всегда смотрим, а как к нему будут относиться. Самое главное – доброта», - говорит учитель.
Это не профессия, это состояние души – так говорят педагоги, только здесь можно испытать и человеческие эмоции, и радость, и печаль. Маленький мир с маленькими человечками, который действительно не хочется покидать.
Хороший писатель живет в книгах... А хороший учитель - в сердцах и душах своих учеников.
«С этим классом, что сейчас у меня, а это первый класс, бывает такое, что даже с моим опытом, я не знаю, как их собрать до кучи. Особенно это случается в понедельник, когда дети после выходных. Они отдохнули дома и не могут собраться. Бывает, и кричу, когда они меня не слушаются, бываю и строгой. Но дети меня почему-то не боятся», - с улыбкой рассказывает учитель, - «Ну, не могу я с детьми строго, наверное, потому, что в каждом вижу своего сына», - отмечает Светлана Асмала.
«Учитель человечности» - именно так называет педагога директор школы №1 Татьяна Полуэктова, и добавляет, что Светлана Леонидовна выдающийся учитель.
«Вы знаете, я рада, что вы к нам пришли и увидели необычного человека. Этот человек, я всегда говорю, это учитель, где все буквы большие. Это учитель, который проработал больше 30 лет в школе и не останавливается. Знаете, есть такие люди, которые говорят: «Я уже всего достиг, я все умею». Вот она постоянно в поиске. У меня такое есть выражение страшное: «Есть люди статисты, как компьютер, выдал информацию – забрал, к счастью, у нас в школе таких практически нет, а есть люди – учителя, которые учатся сами, учат других, постоянно в поиске. И вот Светлана Леонидовна - такой учитель. Я так рада, что она у нас работает в школе. Если бы таких учителей было побольше, я думаю, мир бы преобразился. Вы знаете, когда были занятия в феврале с будущими первоклассниками, я спросила: «Ну как вам класс?». Она сказала: «Детей нужно любить», - и я вижу, как действительно она искренне их любит. Всех, какие они есть, и она ищет к каждому ключик. Мы с ней работаем больше 30 лет. И я вижу, какие порой сложные дети к ней приходят – тяжелые, гиперактивные, а к концу – уже выходят личности. Она сдруживает детей. Наш главный в школе девиз: «Какими вы будете людьми – такой ты будешь человек». Поэтому Светлана Леонидовна, кроме того, что знания великолепные дает (она - учитель медалистов), но она еще учитель человечности. Поэтому хочу сказать спасибо Светлане Леонидовне, за ее труд».
В завершении нашей беседы Светлана Леонидовна рассказала один случай из школьной жизни, который ей запомнился и растрогал: «Однажды я у детей спросила: «Что такое совесть?», многие задумались, а один мальчик поднял руку и сказал: «Совесть – это компас, который не дает нам делать плохо». Я также задумалась, ведь в каждом слове звучала чистая правда. Жалко, что не у всех людей есть этот компас».
У каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном. Чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым.
Светлана Леонидовна с легкостью находит и затрагивает серебряные колокольчики в душах своих учеников, даря им свою любовь! Кажется, ничего не может проскользнуть от ее внимательного взора. Кажется, что она видит и запоминает все, чтобы потом на уроках вернуть все ученикам сторицей.
А третьего октября Глава ЛНР Леонид Пасечник присвоил звание "Заслуженный работник образования ЛНР" Светлане Асмале – учителю с большой буквы. Достойное звание – достойному ПЕДАГОГУ.