Что могут предпринять опекуны и приёмные родители, чтобы предупредить самовольные уходы детей из семьи?
- Располагать информацией о местонахождении несовершеннолетнего в течение дня.
- Следить, чтобы у ребенка с собой всегда был телефон с заряженной батареей, баланс средств на нем должен быть положительным.
- Не разрешать детям находиться без присмотра взрослых позднее 21.00 (22.00).
- Обращать внимание на окружение подопечного, контактировать с его друзьями, знакомыми, знать их адреса и телефоны.
- Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних, обеспечить их полезной занятостью с учетом склонностей и способностей (кружки, секции и др.).
- Провести (и не один раз!) с детьми беседы:
- безопасность на дорогах;
- безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;
- безопасность при пожарах, террористических актах;
- общение с незнакомыми людьми и т.д.
- При задержке подопечного более часа от назначенного времени возвращения:
- обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти несовершеннолетний;
- сообщить своему специалисту из структурного подразделения по делам семьи и детей;
- обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи».
- В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 7, сделать письменное заявление в органы МВД, при этом иметь документ, удостоверяющий личность заявителя и несовершеннолетнего, фото ребёнка (в том числе, в электронном варианте), иметь при себе номера телефонов с кем общается подопечный.
- При обнаружении пропавшего ребенка сообщить специалисту из структурного подразделения по делам семьи и детей, в органы МВД о его возвращении.
Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток проявляет себя именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.
На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными (стереотипными) – т.е. формируется “привычка”, когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Семья внешне может быть вполне благополучной и даже обеспеченной. И тогда, чаще всего, поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с приемными родителями. Требовательность опекунов или приемных родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.
Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того, чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняются.
При первом уходе ребенка из дома важно правильное поведение приемных родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.
Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с опекунами или приемными родителями воспринимается очень остро. Психологи побег из дома рассматривают как один из вариантов защитного поведения. Вот несколько причин, которые могут заставить ребенка уйти из дома:
- крупная ссора с приемными родителями или постоянные «выяснения отношений»;
- агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания, крик, угрозы, оскорбления);
- безразличие взрослых к проблемам и потребностям подростка;
- развод родителей;
- появление в доме отчима или мачехи;
- чрезмерная опека, вызывающая раздражение.
Основными проблемами детско-родительских отношений, определяемых, как фактор риска уходов детей из семей являются:
- Отвергающая позиция. Опекуны воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.
- Позиция уклонения. Эта позиция свойственна приемным родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
- Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.
- Отвергающе-принуждающая позиция. Приемные родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер, хорошее в ребенке не замечается, зато малейшие недостатки – это повод для лишения любви и внимания.
И детям, и взрослым следует знать о последствиях самовольных уходов:
- применение к подросткам мер профилактического характера и мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в некоторых случаях и постановка на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации;
- привлечение опекунов или приемных родителей к административной ответственности в соответствии с положениями ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, а также несвоевременного обращения в полицию с заявлением о розыске несовершеннолетних;
- отсутствие доверия со стороны взрослых, более строгое отношение к подросткам;
- вовлечение в антиобщественную и асоциальную среду, склоняющую к совершению несовершеннолетними правонарушений;
- можно стать жертвой противоправных посягательств, подвергнуть реальному риску свою жизнь.
Отдел по делам семьи и детей
Администрации города Кировска
Луганской Народной Республики