муниципальное образование городской округ
город Кировск
Луганской Народной Республики

» » Образование. История. Вектор развития

Образование. История. Вектор развития

В методическом кабинете ГУ ЛНР «КЦКООО» в рамках профессионально-общественного обсуждения новых учебников для 1-11-х классов под редакцией В.Мединского состоялось педагогическое совещание «История. Вектор развития»
В работе принимали участие учителя истории общеобразовательных учреждений  города Кировска, заместители директоров по учебной и воспитательной работе.
Цель педагогического совещания - оказание методической помощи учителям  истории  в организации работы с учебником на уроках истории.
Задачи, которые призваны реализовать данную цель, были решены в полном объёме.
Единые учебники истории предложил ввести Президент России Владимир Путин. «Граждане должны знать подлинную историю…», - сказал он.
В начале совещания в формате видеозаписи было представлено выступление Министра Просвещения Российской Федерации Кравцова С.С. с презентацией авторского коллектива и учебников истории для 10-11-х классов.
Основой современного исторического образования является историко-культурный стандарт.  Это образовательный стандарт, включающий в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.
После 1991 года учебники были очень разные, и «державно-государственнические», и «либеральные» по концепции, и такие, которые раскрывали историю России с точки зрения церкви, по заказу разнообразных групп населения, которым необходимо было выразить свои взгляды на историю. Сегодня есть единая Концепция, которая была разработана еще десять лет назад и впоследствии доработана. Обзор концепции исторического образования сделал учитель истории ГОУ ЛНР «СШ №1», руководитель методического объединения учителей истории и обществознания Полежай Владислав Юрьевич.
Учителям истории отводится важнейшая роль в воспитании, т.к. учебный предмет «История» формирует мировоззрение учащихся.
Педагоги рассмотрели воспитательный  потенциал, который заложен в новых учебниках истории для 10-11х классов. «Я вижу главную задачу курса истории и связанных с ним общегуманитарных предметов не в том, чтобы заставить школьника зубрить факты и цифры, а интересоваться, понимать контекст и не брать на веру все, что ему рассказывают», — сказал В.Р.Мединский, советник Президента Российской Федерации. Воспитательный компонент учебника формирует у учащихся уважительное отношение к Родине, традиционным российским духовно-нравственным ценностям, культуре и истории в целом.
Работая с учебником, ребята знакомятся с достижениями российских ученых, писателей, политических деятелей – и выстраивают свои ценностные и жизненные ориентиры, основываясь на их примерах.
Информация в учебниках преподнесена понятно, материалы можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при подготовке различных мероприятий, работе школьного музея.
В федеральных образовательных стандартах  третьего поколения основой методологии преподавания предмета является системно-деятельностный подход.  Учитель не должен быть «говорящей головой», он должен направлять  работу обучающихся  для того, чтобы сформировать у  них универсальные учебные действия, которые будут необходимы  в жизни. Также большое значение в преподавании истории имеет региональный компонент.  Данные вопросы вызвали живое обсуждение среди учителей истории. Было отмечено, что за долгое время наконец-то появился учебник, вписывающийся в рамки урока с удобной методической составляющей. Благодаря новому подходу подачи информации не только в виде текста, но и в виде иллюстративного материала, QR-кодов, рекомендованных сайтов, фильмов, литературных произведений история стала доступной для изучения и обучающимися со средними познавательными способностями и слабомотивированным.
Нашим выпускникам предстоит сдавать ГИА.  Насколько полезны новые учебники истории при подготовке к экзаменам?  На этот вопрос нашла ответ учитель истории ГОУ ЛНР «СШ №2» Агеева Алена Юрьевна. Главное, правильно организовать работу с детьми и их родителями. Структура заданий ОГЭ и ЕГЭ такова, что требует как кратких ответов, так и развернутых, и без работы с учебником хорошо подготовиться и сдать экзамен не получится. В новых единых учебниках истории для 10-11 классов есть вся необходимая  информация.
В итоге были выработаны рекомендации для учителей истории, которые читают предмет в 10-11–х классах:
1. продолжить формировать у обучающихся историческое мышление;
2. работать с комплексами источников исторической и социальной информации;
3.расширять у обучающихся аксиологические знания и опыт оценочной деятельности;
4. научить детей применять знания в и умения в социальной среде;
5. использовать в работе интернет-ресурсы Федерального института оценки качества образования, Федерального института педагогических измерений, федерального проекта «Национальные исследования качества образования», Федерального Института стратегии развития образования Российской академии образования.
28 ноября 2023 года во всех общеобразовательных учреждениях города Кировска должны пройти обсуждения новых учебников истории для 10-11-х классов в формате круглого стола с привлечением обучающихся и их родителей.