В Администрации Кировска прошло совещание с представителями юридического отдела Администрации городского округа муниципальное образование городской округ город Кировск.
Представители юридической службы выступили с докладом на тему: «Профилактика коррупционных правонарушений в учреждении: меры, предусмотренные законодательством».
Начальник юридического отдела Максим Гордиенко ознакомил присутствующих с правовыми основами противодействия коррупции.
Главный специалист юридического отдела Вита Северинова рассказала о профилактике коррупционных правонарушений.
«Одним из приоритетных направлений современной государственной политики является противодействие коррупции. Успешная профилактика коррупционных правонарушений - это основа эффективного функционирования любых организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В целях недопущения коррупционных проявлений, а также нарушения правовых норм предлагаем рассмотреть положения законодательства, регламентирующие принятие организациями мер по противодействию коррупции», - отметила Вита Северинова.
«Одним из приоритетных направлений современной государственной политики является противодействие коррупции. Успешная профилактика коррупционных правонарушений - это основа эффективного функционирования любых организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В целях недопущения коррупционных проявлений, а также нарушения правовых норм предлагаем рассмотреть положения законодательства, регламентирующие принятие организациями мер по противодействию коррупции», - отметила Вита Северинова.
Также присутствующих ознакомили с Перечнем мер, предусмотренных законодательством:
Основополагающим документом в сфере профилактики коррупционных правонарушений является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). Согласно указанному Закону под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деянии от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции включает в себя деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Меры по предупреждению коррупции, которые должны приниматься любой организацией независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотрены ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно ст. 13.3 данного Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; - сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; - предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Перечень указанных мер не является исчерпывающим и может быть дополнен иными мерами, направленными на профилактику коррупционных правонарушений с учетом специфики деятельности конкретной организации. В крупной организации рекомендуется создать отдельное структурное подразделение (например, отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений). Создание такого подразделения осуществляется путем утверждения организационной структуры юридического лица и положения о соответствующем подразделении, которое закрепляет все необходимые функции по вопросам профилактики коррупции. Если же организация небольшая, то вполне достаточно наличия сотрудника, ответственного за данное направление работы. В этом случае издается приказ руководителя о назначении того или иного сотрудника ответственным за антикоррупционную работу. В должностной инструкции или трудовом договоре работника необходимо предусмотреть обязанности в сфере профилактики коррупции, которые будет осуществлять сотрудник.
В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица, как отмечает Минтруд, могут включаться:
- разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;
- организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов руководству организации.
Рекомендуется обеспечить непосредственную подчиненность таких структурных подразделений или должностных лиц руководству организации, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в организации.
Сотрудничество организации с правоохранительными органами Организации вправе сотрудничать с правоохранительными органами по различным вопросам, в том числе по вопросам профилактики коррупционных правонарушений. Формы сотрудничества могут быть различными.
Так, представляются возможными следующие варианты организации взаимодействия:
- организация семинаров, круглых столов по вопросам противодействия коррупции с приглашением представителей правоохранительных органов;
- обращение в правоохранительные органы за разъяснениями и консультациями по вопросам, связанным с организацией работы по противодействию коррупции;
- направление информации о фактах обращения к сотрудникам с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- направление информации о совершении сотрудниками коррупционных правонарушений. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации.
Какие-либо универсальные стандарты и процедуры по вопросам противодействия коррупции нормативными правовыми актами не предусмотрены. В связи с этим необходимо в каждой организации самостоятельно разработать локальные акты с учетом целей и специфики деятельности организации. Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы, могут быть предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка в качестве одного из разделов, положении об антикоррупционной политике организации, стандартах по профилактике коррупционных правонарушений и др.
Кодекс этики и служебного поведения имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений. В связи с этим кодекс рекомендуется утверждать в любой организации в целях обеспечения нормального функционирования юридического лица. В кодекс следует включить положения, устанавливающие ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом. Кодекс этики представляет собой некий свод правил, регулирующих порядок взаимодействия сотрудников между собой и с другими субъектами (физическими и юридическими лицами), общие принципы и ценности организации. Также представляется целесообразным включать разделы, направленные на обеспечение соблюдения сотрудниками установленных запретов, норм административного и уголовного законодательства, недопущение совершения правонарушений. Это могут быть разделы по предотвращению конфликта интересов, обязанности сообщать в правоохранительные органы и работодателю о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, требования не допускать поведения, которое может быть воспринято как предложение дать взятку или получить взятку в связи с неправомерными действиями или бездействием. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Использование поддельных документов не допускается. Составление отчетности, которая предусматривает обобщение какой-либо дополнительной информации, не учтенной в официально составленных документах, запрещается. В целом мера в виде недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов выглядит как само собой разумеющееся. Вместе с тем законодатель выделил данное правило в отдельную меру по профилактике коррупционных правонарушений. В связи с этим соответствующие положения должны быть предусмотрены локальными нормативными актами (например, правилами внутреннего трудового распорядка (обязанности работника), кодексом этики и служебного поведения, положением об антикоррупционной политике), а также включаться в должностные инструкции и трудовые договоры сотрудников. Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов особенно актуально для бухгалтерских служб и договорных отделов.
Иные меры по профилактике коррупционных правонарушений Помимо уже рассмотренных мер, работодатель в целях профилактики коррупции может принимать и иные меры. Так, представляется целесообразным в дополнение к указанным документам разработать:
- порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- регламент обмена деловыми подарками;
- план мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений.
В качестве иных мер может также выступать обучение на курсах повышения квалификации, а также обучающих семинарах по антикоррупционной тематике. Кроме того, эффективными мерами могут быть оценка коррупционных рисков, возникающих в работе сотрудников, составление перечня должностей с коррупционными рисками, усиленный контроль за работой таких лиц.
Ответственность в связи с отсутствием мер по профилактике коррупционных правонарушений
Пункт 1 ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В п. 2 данной статьи указываются меры, которые могут быть приняты организациями, но не являются обязательными. Вместе с тем имеется практика проведения проверок со стороны органов прокуратуры на предмет реализации ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, по итогам которых прокуратура выносит обязательные для исполнения представления об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Вывод.
Все организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности обязаны принимать меры по профилактике коррупционных правонарушений. Помимо предусмотренных законодательством о противодействии коррупции мер возможна разработка дополнительных документов, реализация иных мероприятий с учетом специфики деятельности организации. В случае отсутствия антикоррупционной работы органы прокуратуры вправе обязать организацию разработать соответствующие мероприятия.