Знать и понимать природу, жить и творить по законам добра и красоты. Всему этому учит своих учеников руководитель творческих объединений «Ландшафтный дизайн» и «Юный эколог». Татьяна Михеева – коренная кировчанка. В Центре внешкольной работы «Синяя птица» работает более десяти лет.
«Когда в 2008 году я пришла в Центр внешкольной работы города Кировска, я поняла, что это моё место и я благодарна за это судьбе, благодарна людям, которые поверили в меня. Это мой мир со своими законами, которые нельзя нарушать. Ведь оценивать будут самые субъективные судьи – дети. Всё было за эти годы: слёзы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Эти годы меня «закалили» и многому научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе. Всегда верить в каждого ребёнка, находить в нём сильные положительные стороны. Самые главные мои условия для успешной работы: не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается», – отмечает Татьяна Михеева.
Творческое объединение «Ландшафтный дизайн» занимается благоустройством территории. В зимнее время дети занимаются в основном в кабинете. Они изготавливают скульптуры малых форм, которые весной выставляют на территории Центра внешкольной работы и в городском парке. А на занятиях в творческом объединении «Юный эколог» ребята изучают взаимодействие человека и природы.
Педагог работает по дополнительным общеразвивающим программам, утверждённым Министерством образования и науки ЛНР с применением современных инновационных технологий. В каждое занятие педагог, как творческий человек, стараетсявнести что-то новое, индивидуальное. Наверное, поэтому, несмотря на серьёзную нагрузку в школе, ребята почти каждый день приходят сюда за новыми знаниями и общением.
«На каждом занятии, всё-таки, приходится немножечко отходить от программы. Потому что это зависит ещё и от самого ребёнка, от его состояния, от того, с каким настроением он пришёл к нам на творческое объединение. Потому что дополнительное образование – это школа, но уже по интересам. Ребёнок сам выбирает, что ему больше нравится. Если у ребёнка есть настроение, он, конечно же, будет работать и с холодным материалом, таким, как гипс, если он пришёл, и у него нет настроения, конечно же, ему хочется что-то более тёплое, это такое, как вата, а мы работаем и с ватой, или папье-маше. А моя задача, как педагога дополнительного образования – заинтересовать детей, увлечь их, повести за собой в мир творчества. Я учусь вместе с детьми. Мы вместе с ними ищем пути решения творческих задач, творчески и духовно растём вместе», – говорит руководитель творческих объединений.
За годы работы Татьяна Михеева неоднократно участвовала и побеждала в различных акциях, проектах, конкурсах, за что была отмечена грамотами и призами.
«Самой дорогой, конечно, для меня стала награда в 2017 году. Мне присвоили звание «Человек года» в номинации «Педагог года». Меня отметили памятной плакеткой. Награду я получила из рук своего классного руководителя Екатерины Ивановны Урсол. Я благодарна всем людям за оказанное мне доверие, за то, что меня увидели, оценили мой труд и поверили в меня», – отмечает Татьяна Михеева.
Кружок «Ландшафтный дизайн» посещают двадцать три ребёнка. Они, под руководством преподавателя, занимаются дизайном и озеленением не только территории возле Центра внешкольной работы, но и всего города.
«Как бы ни сложен был этот путь, педагогический, но всё это забывается, когда ты посмотришь, как ребёнок выходит радостный, довольный с какой-то поделкой из природного материала.Я не боюсь лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, выражает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребёнок поверил мне, сохранил уважение и признательность. В отношениях с детьми я не допускаю фальши. Ведь работа учителя подобна труду ювелира. Такая же тонкая и творческая. Однако есть существенная разница: в случае ошибки ювелир испортит лишь кусочек золота, а в руках педагога – душа ребёнка, его судьба и жизнь, поэтому педагог не имеет права на ошибку», – говорит Татьяна Михеева.
На занятиях руководитель объединений много времени отводит самостоятельной работе, а ученики часто выступают в роли исследователей. Педагог считает, чтобы ребёнок захотел что-то узнать и чему-то научиться, он должен знать, где эти знания могут быть полезны в жизни.
«Я не даю им «рецепты» воспитанности, так как уверена, что воспитанность зарождается, развивается и проявляется, прежде всего, в семье, в отношениях с близкими людьми. Я пытаюсь «донести» до них – правило быть уважительными по отношению к другим, искать в людях, прежде всего лучшие качества. И тогда вокруг нас будет атмосфера доброты, красоты, человечности. Абсолютно все дети от природы любознательны. У каждого ребёнка есть свои способности. Дать шанс творить ученикам так важно», – говорит Татьяна Михеева.
Педагог, рассказывает, на своих занятиях для создания работ использует все подручные материалы: бумагу, старые вещи, пакеты, бутылки. Одним словом, всё то, что обычно утилизируется, обретает на занятиях «вторую жизнь» и превращается в настоящие шедевры.
На занятиях ребята учатся объединять красоту природы с искусственной средой человека. Например, София Топчиева любит делать из старых, обычных вещей что-то очень красивое, запоминающееся и колоритное. Девушка всерьез задумывается над профессией ландшафтного дизайнера.
«Ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, которому нужно обязательно научиться. Моя первая работа – цветочная клумба, которую я создала на даче у бабушки. Она, конечно, была далека от идеала, но у меня получилось, и с тех пор я решила вплотную заняться ландшафтным дизайном», – говорит София Топчиева.
Среди учеников Татьяны Михеевой и победитель республиканского конкурса «Осенний вернисаж» Максим Чутелов. Он занимается в творческом объединении «Юный эколог». Вместе с ним удивительный мир природы открывают для себя ещё девятнадцать мальчишек и девчонок. Они всерьёз задумываются о будущем планеты.
«Сегодня проблемы экологии стоят как нельзя остро. Поэтому самая высшая цель – это сохранить нашу планету и поддерживать экологию. Любой человек может, например, выбрасывать мусор в урну, а не где ему захочется, может следить за растениями, делать красивые клумбы», – подчеркивает Максим Чутелов.
Осенью юные экологи высаживают саженцы деревьев, а в зимнее время подкармливают братьев наших меньших. Для белок у них заготовлены орехи, а для пернатых – семечки. И это лишь малая часть их работы. Впереди у ребят ещё много акций, конкурсов, проектов и, конечно, заслуженных побед.
Планы у руководителя объединений и будущих ландшафтных дизайнеров и экологов грандиозные. Сейчас они занимаются разработкой совместного проекта по кормлению птиц и готовятся к республиканскому конкурсу «Крылатые соседи».