муниципальное образование городской округ
город Кировск
Луганской Народной Республики

» » 2 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

2 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был учрежден резолюцией Генеральной ассамблеей ООН в ноябре 2007 года. Отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты -  привлечение внимания к проблемам людей, страдающих аутизмом. Актуальность и фиксация внимания на данной теме обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра, высоким уровнем инвалидности.
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга, которым страдают преимущественно дети во многих странах, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения, и которое характеризуется нарушениями способности к социальному общению, проблемами вербальной и невербальной коммуникации и ограниченными и повторяющимися типами поведения, интересами и занятиями.По данным ВОЗ до 20% детей во всем мире страдают психическими расстройствами, приводящими их к инвалидности.  Ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.
Причины этого расстройства до сих пор чётко не определены.Среди них выделяют такие как: генетическая обусловленность, органическое поражение мозга, нарушения общения матери с ребёнком, её отчуждённость, эмоциональная холодность. Заболевание, отчасти, может быть обусловлено наследственными факторами. Однако через гены передаётся лишь предрасположенность к аутизму, а его развитие происходит при помощи дополнительных вредных воздействий, например, родовой травмы, асфиксии и других нарушений, при беременности и родах. Но, так или иначе, аутизм нередко относят к врождённым заболеваниям.
Аутизм одно из тех заболеваний, которое кроме нарушений психического здоровья, имеет ряд социально значимых последствий: проблемы социальной адаптации; проблемы обучения, профессиональной подготовки; значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза аутизм) для семьи и ближайшего окружения пациента.
Значительно чаще, детский аутизм встречается у мальчиков. Возникает, как правило, в возрасте до 3 лет. Для раннего выявления аутизма,необходимо обращать внимание на следующие тревожные признаки:
- Ребенок  фиксирует взгляд на родителях на короткое время или совсем не смотрит на них. Не плачет, когда один из родителей уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям.  
- К 12 месяцам ребенок не «гулит», использует в речи лишь несколько простых звуков.
- К возрасту в 24 месяца он не произносит простых фраз. Внешние раздражители заставляют ребенка бояться, он замирает, закрывает уши, глаза или прячется. 
-Характерно использование повторяющихся фраз, изменение тембра голоса. 
- Игровая деятельность носит специфический характер – игрушки часто выстраиваются в ряд, или отбираются только по цвету или размеру.
- С раннего детства могут отмечаться стереотипные, навязчивые движения в виде раскачивания, хождения по кругу (манежная ходьба), подскоки, подпрыгивания, потряхивание руками в покое и при волнении, повышение тонуса в руках или ногах, стереотипное рисование.
Таким образом, характерными чертами являются задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения.
Аутизм на сегодняшний день не излечим. Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить  качество жизни детей-аутистов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.Важными факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участие родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка (членами семьи). Семейное консультирование и семейная психотерапия являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям.
Аутизм не является проблемой только детского возраста, поскольку трудности коммуникации и социальной адаптации, меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом всю жизнь.