муниципальное образование городской округ
город Кировск
Луганской Народной Республики

» » Вот уже 120 лет храм Кировска проповедует добродетель, милосердие и любовь

Вот уже 120 лет храм Кировска проповедует добродетель, милосердие и любовь

Об истории Свято-Николаевского храма не единожды писала местная пресса. Но появляются новые поколения кировчан, для которых это, возможно,  неизвестная страница истории нашего города. В эти крещенские дни, когда верующие вспоминают Крещение Господне, вознося молитвы о здоровье,  мы хотим напомнить те факты, которые нам известны о кировской церкви.  
У Свято-Николаевского храма г. Кировска многолетняя и многострадальная история, как и у большинства православных храмов бывшего Союза. Согласно ходатайству Преосвященейшего Симеона Епископа Екатиринославского Святейший Синод указом № 5617 (выписка № 2971) от 18 августа 1901 года определил при Молитвенном доме на Голубовском руднике Славяносербского Уезда открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика.
Самостоятельный приход в Голубовском руднике создавался не на пустом месте. В своём ходатайстве Симеон Епископ Екатеринославский и Таганрогский писал Святейшему Синоду, что на Голубовском руднике Голубовского Берестово-Богодуховского Горнопромышленного Товарищества Горско-Ивановской волости Славяносербского уезда, расположенном от приходских церквей на расстоянии 10-20 вёрст, с населением до 4-х тысяч человек обоего пола, уже имеется помещение для совершения богослужения на случай приезда походного причта. С течением времени оно средствами рудника и добровольных пожертвований рабочих было украшено, в нём установлены иконы, количество которых увеличивалось, приобретен постоянный иконостас, хоругви и другая церковная утварь, и, таким образом, помещение приобрело вид молитвенного дома. Епархиальным Начальством было разрешено в упомянутом здании устроить алтарную часть, с престолом. К тому же, Голубовское Берестово-Богодуховское Товарищество обязалось уплачивать ежегодно 500 рублей в жалованье будущему причту и предоставлять ему удобные квартиры. 
А необходимость в своей церкви была. Ведь население посёлка увеличивалось, создавались семейные пары, которые нужно было венчать, рождались дети, которых требовалось по божеским законам крестить, совершать обряд погребения умерших. К тому же и начальное образование дети простого люда могли получить, прежде всего, в церковно-приходских школах. 
С издания упомянутого указа началась постройка храма в посёлке, и в 1913 году он имел следующий вид (смотри фото). Архивные данные свидетельствуют о том, что первоначально причт прихода Голубовского рудника состоял из священника и псаломщика. Первым священником был Игнатий Яковлевич Пепескул. Псаломщиком - Пантелеймон Павлович Ермолов. Жалование от рудника на весь причт составляло 500 р.
Каждое воскресенье в посёлке начиналось с посещения посельчанами церкви. Но это не мешало шахтёрам в выходные дни, после службы, идти в трактир или кабаки, посещение которых зачастую заканчивалось потасовками и драками.
Церковно-приходская школа в Голубовском руднике начала действовать с 1893 года. Для неё, почти рядом с шахтным клубом (шахты №22), было построено школьное здание из красного кирпича. Главной принадлежностью в классе были икона в святом углу с лампадой перед ней и библия с молитвенником на треугольной подставке. Главным уроком в школе до самой Октябрьской революции был Закон божий, а главным учителем – священник, отец Игнатий Пепескул, который, как утверждается в имеющихся воспоминаниях очевидцев, особенно «преуспевал» в издевательствах над детьми. За прочитанную с запинками молитву ученик мог получить от священника удар металлическим нагрудным крестом по голове.
Двухклассная церковно-приходская школа в дальнейшем переросла в первую в Голубовке 10-летнюю школу. Здание для семилетней школы (второе отделение – 5, 6, 7 классы) было заложено в 1899 году и вступило в строй в 1900 году. Построено оно было из серого камня и находилось рядом с шахтой. Затем эта школа была переведена в другое помещение. А это здание с 1922 года стало рабочим клубом. В дальнейшем к зданию были сделаны ещё несколько больших пристроек, в результате чего появились вестибюль, коридор, большие залы. 
Но в 1922 году храм был закрыт, а в 1924 году в этом здании был открыт пионерский клуб. Такая же участь постигла многие православные храмы по всей территории СССР.
В соответствии с первыми советскими декретами проводилась национализация монастырских и церковных земель со всем «живым и мёртвым инвентарем», усадебными постройками и всеми принадлежностями. Церковь же, как организация, оказалась вне поля легальности, вне советских законов. Это положение оставалось в действии вплоть до 1990 года, то есть практически до самого конца существования советской власти.
Позже, в годы первой пятилетки в помещении бывшей церкви были организованы слесарные мастерские и кузница. В 1942 году (в военные и послевоенные годы власть начала более лояльно относиться к православной церкви) храм был снова открыт и был действующим до июля 1961 года. В эти годы в здании храма и церковного двора проживало 8 семей. В эти годы настоятелем был Сергий Петров. В хрущевское время антирелигиозная пропаганда вновь приобрела небывалый размах. После закрытия в 1961 году прихода в храме Голубовского рудника в нём опять открыли Дом пионеров, а позже – слесарные мастерские и Дом быта.
Вновь переоценка ценностей в обществе произошла уже в период перестройки. 16 ноября 1988 года на заседании Совета по делам религий при Совете Министров СССР в г. Москве был зарегистрирован приход Православной Церкви в г. Кировске - и с 1 марта 1989 г. он был возвращён церковной общине, вернее, то, что от него осталось, и назначен настоятель о. Павел Марченко. А в 1990 году настоятелем стал протоиерей Анатолий Палкин. Началось восстановление Свято-Николаевской русской православной церкви. Городская газета тогда писала: «Здесь трудились в основном прихожане («согбенные веком старушки да чуть помоложе прихожане-мужчины») и с ними батюшка Павел». Благочинный Иерей, в миру Анатолий Палкин, занимался реконструкцией церкви со своими помощниками, «где именем Христовым, а где за магарыч», решая огромное число хозяйственных вопросов. Трудностей при этом было немало, так   как не было существенной помощи от предприятий и организаций и городских властей. Перед зимним периодом совет церкви беспокоило отсутствие угля и дров. Но самую большую тревогу вызывало отсутствие крестилки. Дело в том, что в 1944-м году строение, стоящее рядом с культовым сооружением, было передано исполкому Голубовского райисполкома, а в 1962 году решением Кировского городского совета депутатов трудящихся это помещение было выделено во временное пользование кировчанину, впоследствии оформившему право собственности на неё. На страницах городской газеты описывались перипетии этой истории, в завершение которой церкви всё же были возвращены её помещения.
Со дня открытия прихода были произведены следующие работы. Храм был очищен от мусора, произведён внутренний и наружный ремонты. К оставшимся стенам храма были пристроены в виде креста два придела из гипсоблока, кирпичная ризница и паламарка. Крыша была покрыта железом и установлен купол. Также была построена колокольня и приобретены колокола, внутри был положен кафельный пол и совершена окраска стен масляной краской. Установлен иконостас, написаны и приобретены иконы. Территория храма обнесена железной оградой. Была оборудована крестилка и просфорня в бывшем здании сторожки.
В последующие годы другие священники стояли во главе прихода и несли ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Каждый из них вносил свой вклад в дальнейшее благоустройство храма. В 1996-1997 г.г. были снесены приделы  храма из гипсоблока, разрушенные под воздействием влаги.  Взамен их были построены новые из шлакоблока. В 1999 году церковью был приобретен земельный участок, прилегающий к территории храма. Были сломаны ветхие сараи, находившиеся на территории приобретенного земельного участка и храма. С 2000 г. началось строительство здания воскресной школы с мастерской, гаражом и трапезной. Устроен погреб и палисадник на месте бывших сараев. В 2002 году произведен наружный ремонт храма – штукатурка и покраска стен акриловой краской, в 2003 г. храм был газифицирован, в 2004-2005 г.г. произведена перестройка здания крестилки и началось строительство новой ограды из облицовочного кирпича, завершившееся в 2006 году.  Тогда же возвели стены часовни над колодцем. Милостью Божьей Свято-Николаевская церковь сегодня живёт и действует, поддерживая кировчан духовно в это нелёгкое время.
Никакая война не помешает вере.
Православная церковь республики вносит огромный вклад в сохранение духовных ценностей, нашего культурного и исторического наследия. Особенно велика её роль сейчас, так как «вера и единение во Христе» в самые тяжелые времена даёт силы, укрепляет каждого в его жизненном пути. 
Эти военные годы показали, что наши священнослужители – настоящие отцы, которые в самых трудных ситуациях не просто духовно поддерживают своих прихожан, но и по мере возможности помогают им материально. Во время активных боевых действий практически во всех храмах, в том числе и кировском, раздавали воду, продукты, гуманитарную помощь. И сейчас церковь по мере возможностей продолжает помогать людям. 
Священники, находящиеся на контролируемой Киевом территории, но относящиеся к Московскому патриархату, постоянно чувствуют прессинг, их даже физически уничтожают. На Украине пытаются захватывать храмы. 
Многие наши храмы пострадали от обстрелов со стороны ВСУ. В целом по территории Республики таких 23 храма. Не раз подвергался обстрелам Свято-Николаевский храм в посёлке Голубовское. Но церкви постоянно восстанавливаются за счет благотворительности. Люди помогают – кто чем может.
Священнослужители нашего храма постоянно оказывают духовную поддержку жителям нашего города и другим прихожанам. Они посещают с беседами территориальный центр социального обслуживания, образовательные и культурные учреждения, принимают участие в городских мероприятиях. 
Даже в самые трудные дни активных боевых действий не прекращались богослужения в нашем храме. Никакая война никогда не сможет этому помешать.