Администрация
города Кировска
Луганской Народной Республики

ВАЛЕНТИНА ГЛАЗУНОВА: «АГИТИРОВАТЬ И ПРИВЛЕКАТЬ ДЕТЕЙ МНЕ НЕ ПРИХОДИТСЯ»

Руководитель творческого объединения конструирования и моделирования одежды Центра внешкольной работы «Синяя птица» Валентина Васильевна Глазунова ответила на вопросы редакции «Информационный вестник».
- Валентина Васильевна, расскажите, пожалуйста, о своём творческом объединении. Кто к Вам приходит на занятия? Как Вы привлекаете детей для занятия в своём кружке?
- Я занимаюсь обучением детей рукоделию 25 лет. Столько лет существует и кружок. Он уже имеет большую популярность среди учащихся. Так что агитировать и привлекать детей мне не приходится. Дети знают об этом кружке. Они видят очень много наших выступлений с показом моделей. Это было очень популярное действо немножечко пораньше.  Но, тем не менее, сейчас мы каждый год готовимся, у нас очень жаркая пора - это весна, когда проходит республиканский конкурс «Для творчества нет преград».
 Мы готовим разные модели, которые везем на конкурс. За много-много лет, в течение которых мы участвуем в таких конкурсах, не было такого случая, чтобы мы приехали без призового места. Это очень высокая награда для нашего кружка. Раньше даже не знали, что такое Кировск и где он находится. А теперь, когда мы приезжаем, нам говорят: «О, раз Кировск приехал, то..».
- Я вижу у Вас здесь одежда. Это ребята её пошили?
- Это шьют сами дети. Как видите, мы пользуемся разными тканями, теми, что осталось у бабушки, у мамы. У бабушек мы все платочки с принтами пособирали, потому что сейчас это очень модно. Дети смотрят телевизор и говорят: «А я вот знаю такую модель, что полностью из платков». 
- У Вас больше моделей в народном стиле?

- Всё, всё это в народном стиле. Это мы шьём только для показа моделей на конкурсе. А, когда дети приходят на кружок,  у нас рутинная работа: мы учимся пришивать пуговицы, поменять замок на брюках, юбке, укоротить брючки или юбочку, чтобы не нужно было идти в ателье. Сейчас это дорогое удовольствие. А для семьи это очень большая помощь – то, что дети могут сами что-то сделать своими руками. 
- А вот Вы сказали, что в последнее время не ходите по школам и находятся всегда желающие в Ваш кружок. Это, наверное, потому, что предыдущие участники рассказывают о нём, старшие уходят и младшим советуют ходить сюда заниматься?
- У меня есть такие дети, например, семья Власовых, где на смену старшим приходят младшие. Была Власова Людочка, которая в 3-м классе пришла к нам и в 11-м ушла. На смену ей пришла её меньшая сестра, которая сейчас уже в 9-м классе, и тоже пришла очень маленькой. В прошлом году она со своим синим платьем, которое она пошила, заняла второе место в Республике.
- Ну а всё-таки, конкретно чему Вы учите на своих занятиях?
- Мы учим самому простейшему – сделать основу. Самую простейшую основу выкройки. Потом уже дети, заинтересованные в этой профессии на будущее, на основе этой простой выкройки пытаются конструировать и моделировать какую-то сложную модель одежды. Чтобы это был не просто мешок, на тебя одетый, а где-то какие-то воланы, оборки, где-то, может быть, какие-то подрезные бочка. Это рукава, которые не просто вточные, а регланы и всё остальное.
- Если человек знает базу, основу, он научится остальному и сам? 
- Вообще, наша работа, работа моего кружка она рассчитана на то, чтобы дать какую-то допрофессиональную подготовку в швейном направлении.  
- Вижу,  у Вас стоят швейные машинки. Они в рабочем состоянии?
- Все машинки в рабочем состоянии. Когда я пришла сюда 25 лет назад, здесь была одна машинка. И, когда организовывали всю эту работу, мы занялись поиском. Всё приобрели, всё поставили. Обслуживаем тоже сами. Очень редко вызываю мастера, который может настроить оверлок.  А так делаем всё сами.
- Занятия Вы проводите   в здании гимназии?
- Занятия в субботу-воскресенье мы проводим в ЦВР, сюда приходят дети немножечко повзрослее.  Потому что после школы они не успевают. А на базе гимназии, у меня там есть две группы, которые представляют собой базовый уровень, там дети 5-х классов, которые на будущее подготовлены уже будут приходить сюда. Там у нас самая простейшая работа. Мы учимся на машинке, правильно держать ножницы, и всё остальное.
- Программа не изменилась по сравнению с той, которая была в начале Вашей деятельности? 
- Мне кажется, что программа даже стала проще, доступнее и понятнее. Потому что существует одна программа по всем учреждениям с таким швейным направлениям, как наше. Сейчас эту программу делали методисты, которые, например, как Валентина Васильевна Тополюкова, которая сама вела такие же кружки, и она знает как нужно и что нужно. 
- А у Вас практикуется, чтобы девочки на занятие подготовили сообщение, например,  о модельерах или о конкурсах мод?
- Такие моменты у нас всегда проходят во время занятий. Строим занятия так, чтобы какой-то экскурс в историю обязательно сделать. Что-то рассказать о новых направлениях моды: что видели, что прочитали, что узнали. Например, очень интересные сведения я им подаю о модельерах. Рукав реглан, кстати, Вы знаете, почему так называется?
- Ну, я думаю, что корни у этого слова французские?
 - Это был известный британский генерал Реглан. И когда его во время войны ранило в плечо, и шов на шинели ему натирал  руку, он задумался над тем, как пошить себе шинель, чтобы не было швов. И вот отсюда пошёл рукав реглан. Сейчас стал очень модным. Дети все разные. Когда у нас проходит День открытых дверей, мамы даже толкают сюда детей: «Хоть научитесь что-то делать, пришивать, это очень нужный кружок, это для себя, это обязательно надо». Родители подталкивают детей. 
- И это правильно. Действительно, не придётся ходить «по мелочам» в ателье. А так, девочка сама сможет и строчку сделать, и подшить изделие. Скажите, а где желающие могут почерпнуть информацию об этом кружке?
- Есть интернет-страничка нашего кружка, на котором выкладываем всю информацию о нём. Есть группы. И страница ЦВР, где  мы выставляем свои какие-то наработки, и мероприятия. Например, выставляли информацию о проведении мастер-класса перед 8 Марта. Мальчики с таким воодушевлением для мам и бабушек салфетки делали. Я им отдала все эти салфетки. Они понесли домой такие радостные. Потом рассказывают: «Ой, мама сказала, какой ты молодец!».  
- С материалами как у Вас? Наверное, сложно?
- Личных запасов уже нет. Выручает то, что мы обращаемся и на нашу швейную фабрику, нам дают какие-то обрезы.  Меня знают все директора тканевых магазинов в Стаханове, к которым я обращаюсь. Может, это какой-то лоскут с дырой или выгоревший, который нам отдают, иногда бесплатно, а иногда за очень низкую оплату.
- Валентина Васильевна, скажите, в сложные годы, в 2014-м, работа кружка останавливалась? 
- На удивление, нет. Те дети, которые были здесь, они продолжали приходить. Останавливались только на время сильных обстрелов. А так не закрывались, и дети приходили, я была очень удивлена. И мы здесь проводили и инструктажи: как вести себя на случай обстрела. Два раза мы оставались без стёкол, полностью без окон. Всё убирали и восстанавливали своими силами. 
- Валентина Васильевна, Вы рассказываете как человек увлечённый, который любит свою профессию. Скажите, а как Вы сюда попали? Как получилось, что Вы пришли в эту профессию?
- Я жила в России и родилась в России, в городе Брянске. Увлечение это началось ещё со школы. С шестого класса я уже шила себе наряды сама. Мама не шила, шила бабушка, которая научила меня всему. Причём учила так, что не научиться было нельзя. После окончания школы я уехала в Украину, в Донецк. Здесь училась и работала, пока не вышла замуж. Затем приехала в Кировск. И когда встал вопрос, куда пойти на работу - «Центрокуз» или ателье - выбор был сразу сделан в пользу ателье. Здесь то, чему не научилась самоучкой, научилась от профессионалов. В последнее время там работала на самозакрое: то есть сама принимала вещи, сама кроила, сама шила и сдавала. И в 1995 году меня пригласили работать в этот центр. Директором в это время была ещё Шкиря Людмила Петровна. 
- Спасибо Вам. Вы очень интересно рассказываете. Очень хотелось бы поприсутствовать у вас на занятии. Разрешите пожелать успехов в Вашей работе, чтобы всего вам хватало для организации учебного процесса, чтобы ученики были у Вас талантливые, послушные и, конечно, творческие. Успехов Вам и в конкурсах, о которых Вы рассказывали, и в повседневной деятельности. И, конечно же, мира, чтобы не было таких ситуаций, о которых Вы рассказывали. Спасибо Вам.