Широкий спектр современных коммуникативных технологий сегодня позволяет эффективно организовывать процесс общения на разных уровнях с целью решения самых различных вариативных ситуаций. Одна из таких технологий – дистанционное общение – давно стала в современном мире обыденной реальностью. Не является данная технология новинкой и в общеобразовательном процессе. Но со столь масштабным, как сегодня, его введением, пожалуй, учебный процесс в условиях наших реалий сталкивается впервые. Причины, которые послужили столь широкому внедрению дистанционного обучения в образовательных учреждениях в условиях сегодняшнего дня, чётко изложены в правительственных указах, с которыми ознакомлены не только работники образования, но и население в целом, поскольку в них затрагиваются жизненно важные аспекты жизнедеятельности общества, и они касаются вопросов реализации важнейших государственных задач. Вспоминается лозунг: «Всё лучшее детям», - в данном случае его можно дополнить и конкретизировать : всё внимание - детям, всю заботу - детям, всё должно отвечать интересам детей, обеспечивать их безопасность и жизнедеятельность. Именно это предполагает и предписывает приказ Министерства образования от 25 марта 2020 года № 433 «Об организации работы образовательных организаций (учреждений ) ЛНР в условиях введения режима повышенной готовности».
В ГБОУ «Кировская многопрофильная гимназия» со всей ответственностью и вниманием подошли к реализации заданных задач: на производственном совещании были детально изучены указ Главы ЛНР от 13 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности» и приказ Министерства образования от 25 марта 2020 года № 433», о котором упоминается выше. Администрацией гимназии был предложен конкретный план действий, где предполагается:
- создание, открытие и работа консультационных пунктов для эффективной организации учебного процесса с обучающимися в разных режимах: телефонная связь, режим онлайн обучения, онлайн-конференций;
- обеспечение взаимосвязи, тесного взаимодействия учитель – ученик;
- планирование дистанционного обучения согласно установленному ранее расписанию уроков;
- предоставление учителями заданий обучающимся на сайте гимназии;
- оформление, подача учителем рекомендаций и предметного материала согласно рекомендованной схеме;
- информирование обучающихся о том, что выполненные ими задания будут оценены и оценки будут выставлены в журнал.
Хочется отметить, что уже первая неделя масштабного внедрения дистанционного обучения показала эффективность и востребованность предложенной формы. Оправдала себя работа консультационного пункта : обучающиеся общаются с учителями, используя различные режимы общения. Услугами консультационных пунктов активно пользуются родители, обращаясь за рекомендациями, получая ответы на интересующие их вопросы, которые имеют широкий спектр и касаются организации, хода работы в предложенном режиме и пр.
Действительность показала: дистанционное обучение оправдало ожидания, не дало сбоя в процессе приобретения обучающимися знаний, умений, навыков, продемонстрировало свою перспективность и жизнеспособность в учебном процессе.
Хочется всё же отметить: как один из видов обучения дистанционная форма, безусловно, показала свою результативность и перспективность, однако «живое» общение всё же свои позиции держит стойко, имеет свои несомненные преимущества и уж, конечно, не уступит дистанционному обучению своих приоритетов. Дети нуждаются в реальном общении, которое предоставляет широкие возможности и имеет свои преимущества и плюсы. Кто победит? Думается, битвы форм обучения не будет, а будет их сотрудничество, взаимозаменяемость и комбинирование. Это, несомненно, должно стать предметом изучения и исследований для научных теорий и ощутимой поддержкой для педагогической практики. И, исходя из полученного опыта широкомасштабного привлечения дистанционного обучения, хочу перефразировать В. Маяковского (уж очень ко двору): все формы обучения хороши – выбирай на вкус! Вкусили и увидели: комбинированное обучение – залог и двигатель прогресса. Ключевым в любом объединении образовательных понятий является слово «ОБУЧЕНИЕ».
Директор ГБОУ ЛНР «Кировская
многопрофильная гимназия»
Золотухина Н. И.