На фоне активизации обстрелов Донбасса некоторую ясность в происходящее вносит заявление господина Резникова в эфире одного украинского ток-шоу. Со ссылкой на собственную позицию, позицию президента Зеленского, народных депутатов Украины, он сообщил что Киев фактически отказывается выполнять Минские соглашения: "не будем на таких условиях выполнять Минские соглашения. Сначала контроль над границей между Украиной и Россией со стороны украинского правительства, после этого финал политического урегулирования в качестве выборов".
Надеемся, скоро мы увидим заявления гарантов Минских соглашений и международных организаций, где будут даны оценки того факта, что официальное лицо, ответственное за выполнение обязательств Украины по Минским соглашениям, открыто от этого выполнения отказывается. А на очередном заседании Контактной группы мы обязательно попросим господина Резникова подтвердить либо опровергнуть данный тезис.
При этом полностью отсутствует логика в таком заявлении. Выполнение согласованного ранее промежуточного этапа ставится в зависимость от завершения финального шага.
Комплекс мер по реализации Минских соглашений от 12 февраля 2015 года, поддержанный Резолюцией Совета Безопасности ООН 2202 (2015) (далее — КМ) однозначно определил обязательство Украины ввести в действие новую редакцию Конституции как основу политического урегулирования. В связи с ситуацией, приведшей к гражданской войне на Донбассе, ключевым элементом этой реформы должна быть децентрализация с учетом особенностей Республик Донбасса (которые по просьбе представителей Украины при подготовке текста Минских соглашений были названы "Отдельными районами Донецкой и Луганской областей") в консультациях и по согласованию с представителями ДНР и ЛНР, а также принятие Украиной постоянного законодательства об особом статусе этих районов.
Эти обязательства были подтверждены резолюцией Совета Безопасности ООН, что на международном уровне придало КМ статус документа, обязательного к выполнению во всей его полноте.
Именно особый статус Донбасса лежит в основе политического урегулирования конфликта, и это прямо прописано в КМ. Его параметры хорошо известны, они чётко прописаны в примечании к пункту 11. Одним из таких параметров является, помимо прочего, "освобождение от наказания, преследования и дискриминации" всех лиц, связанных с конфликтом. Это обязательство настолько важно, что закреплено в отдельном, пятом, пункте КМ (сомневающиеся могут проверить — документ опубликован на сайте ОБСЕ).
Но на сегодня в этом направлении Киевом не сделано ничего: от конституционной реформы в соответствии с изложенными в КМ параметрами и от запрета на преследование и наказание связанных с конфликтом людей. Киев отказывается работать над постоянным законодательством об особом статусе и, тем более, над его согласованием на Минских переговорах с полномочными представителями народа Донбасса, который все эти годы жил по другую от Киева сторону линии соприкосновения и ежедневно подвергался агрессии со стороны украинских войск.
Вопрос выборов действительно значим как финальный этап выполнения обязательств по политическому урегулированию конфликта. Но прежде чем рассуждать о выборах представителям Украины необходимо обеспечить выполнение той части их обязательств, которая обеспечит гарантированный постоянный особый статус Республик Донбасса (или ОРЛО и ОРДО, если так спокойнее украинским властям) в Конституции и законодательном поле Украины, а также гарантирует безусловное помилование и амнистию всем людям, которые были вынуждены отвечать на насилие со стороны пришедших в Киев в 2014 году в результате вооружённого переворота новых властей и их последующих преемников. Только после этого можно предпринимать шаги по согласованию параметров выборов на Донбассе в соответствии с международными стандартами и по организации их проведения.
Сначала гарантированный постоянный особый статус и амнистия, потом выборы и граница.
Такова логика КМ, с которой согласилось всё международное сообщество, подтвердив этот документ резолюцией Совета Безопасности ООН.
Ключевые шаги определены. Но для выполнения всего этого предстоит большая работа за столом переговоров. Предстоит договариваться о параметрах, согласовывать документы и самое главное, обеспечивать выполнение достигнутых договорённостей. И результата в этом могут достичь только те, кто наделен достаточными полномочиями и обладает полноценной легитимностью в понимании людей, живущих по ту и другую стороны линии соприкосновения.
Министр иностранных дел ЛНР,
полномочный представитель ЛНР на переговорах в Минске
Владислав Дейнего