С 12 до 14, как и было запланировано, было продолжение видеоконференции Контактной группы, которое внезапно прервалось 10 числа на обсуждении гуманитарных вопросов.
Несмотря на то, что технических проблем не было в этот раз, согласовать порядок возобновления работы пунктов пропуска не удалось. Собственно, диалог вести было не с кем – присутствующие представители Украины не обладали надлежащим полномочиями и не ориентировались в сути вопроса. Просто ссылались на отсутствие изменений ранее озвученной позиции.
Тем не менее, мы и дальше будем пытаться обеспечивать пропуск граждан в Станице Луганской по согласованным в двустороннем порядке спискам, несмотря на отсутствие позиции Украины по данному вопросу.
Обсуждение вопроса открытия дополнительных пунктов пропуска в Счастье и Золотом было полностью проигнорировано.
Кроме того, сегодня заместитель главы делегации Украины на Минских переговорах Александр Мережко, который представлял Украину на этой видеоконференции, заявил, что Комплекс мер, одобренный Резолюцией СБ ООН 2202 (2015), не является обязательным к выполнению, а носит рекомендательный характер, и Украина вольна выполнять или не выполнять такие рекомендации по собственному усмотрению.
По прошествии более пяти лет с момента подписания Комплекса мер, впервые с начала переговоров, от официального представителя Украины, пусть и заместителя главы делегации, звучит такое странное заявление. Возникает вопрос — так Комплекс мер всё же обязателен для всех? Или не обязателен — и тоже для всех?
Мы всегда исходили из его обязательности. Именно в этом аспекте принимали на себя и подписывали обязательства — чтобы выполнять их одновременно с выполнением Украиной своей части обязательств.
А если Украина придерживается позиции, что он не обязателен, то о чём и зачем мы вели переговоры в Минске все эти пять лет? Что было одобрено лидерами "нормандской четвёрки"? Зачем проводились встречи нормандского формата, в том числе три саммита, в том числе беспрецедентная встреча глав четырёх стран, которая в феврале 2015 года длилась 16 часов? Все эти усилия — только чтобы Украина заявила о "рекомендательном" характере договорённостей?
Если Украина не готова воспринимать Комплекс мер как свои международные обязательства, обязательные к исполнению, и считает их просто рекомендациями, пусть заявит о своём выходе из Минских соглашений со всеми вытекающими последствиями. А если Киев всё же признает обязывающий характер Комплекса мер – пусть украинские власти добросовестно выполняют все свои обязательства.
Министр иностранных дел ЛНР,
полномочный представитель ЛНР на переговорах в Минске
Владислав Дейнего