Работники Кировского историко-художественного музея, а также члены клуба «Юные экскурсоводы», продолжают подготавливать для жителей города цикл онлайн-экскурсий по истории родного края. Масса познавательной информации о родном городе, описание экспозиций музея, начиная от заселения нашего края и оканчивая событиями современности, представлено в материалах.
В этот раз экскурсию для жителей города в интернет-ресурсах провел член клуба «Юные экскурсоводы» Никита Коннов.
- В 1886 году вместо мелких копанок началось строительство шахты №22, шахта строилась быстро, сюда приезжали крестьяне – голодные, оборванные и злые. Макет «Землянка» показывает, как жили рабочие. Землянки, сделанные на скорую руку, почти не поднимались над поверхностью земли и совсем без окон. Жили в тесноте, духоте и грязи. В каждой землянке без потолка, под земляной крышей на горбылях и с земляным полом. Жили по 15-25 человек, а в зимнее время до 60. Посредине землянки стояла печь, над которой сушили шахтерки, на ней же готовили еду, рядом с печью стоял длинный стол на крестовинах и лавки, по стенам в два или три этажа были устроены нары. Спали рабочие на досках, укрывшись какой-нибудь одеждой, подкладывая её же и под голову. Спали по очереди, тогда же и появилась поговорка «Четверо спят, а четверо в очереди стоят».
Условия труда рабочих были очень тяжелыми. Дневная смена начиналась в шесть часов утра и заканчивалась в шесть часов вечера. Ночная смена начиналась соответственно в шесть часов вечера и заканчивалась в пять с половиной часов утра. Расчетные книжки выдавали на руки с двенадцати лет. Детям, работающим в шахте и не имеющим 12 лет, заработок вписывался в расчетную книжку отца или брата. Детский труд использовался в качестве лампоносов и на выборке породы. Использовался труд не только мальчиков, но и девочек. Причем за эту работу детям платили половину или одну треть заработка взрослого.
Рабочие подвергались штрафам, о чем свидетельствует табель денежных взысканий, который вы видите на экспозиции.
Положение рабочих было очень тяжелым, а заработная плата ничтожно мала. В любую погоду, и летом, и зимой, рабочие на шахту и с шахты шли в тех же шахтерках, что и работали. Часто простужались и болели. Бани не было, умывались в землянке. И только в 1900 году была построена небольшая баня, но далеко от землянок. В нее шахтеры могли ходить только перед праздником.
Макет «Саночник» свидетельствует о тяжелых условиях работы саночников, которые впрягались в лямки санок и на четвереньках вытаскивали уголь к штреку. Нелегок был труд коногонов, плетовых и стволовых. Очень много травм получали шахтеры. С 1903 по 1908 годы каждый шахтер был искалечен, было много профессиональных заболеваний. Больницу построили в конце 19-го века врач-граф Сингайло. Здесь была одна палата (приемный покой) и две палаты: мужская и женская, на тридцать человек каждая. На фото вы можете видеть медработников голубовской больницы 1903 года. В центре граф Сингайло. Больничная аптека находилась в кладовке квартиры аптекаря.
В Голубовке школы не было, и только в 1893 была открыта церковно-приходская школа, главным уроком был Закон Божий, а главным учителем – священник Игнатий Пепескул. Преподавались также чтение, письмо и арифметика. Заведующий первой голубовской школы с 1900 по 1931 год был Леус Дмитрий Федорович, которого вы можете видеть на фото в центре. Учащиеся школы обязаны были петь в церковном хоре (фото). Вы можете увидеть образцы свидетельств об окончании школы и похвальный лист. С 1918 по 1922 годы уроки пения и географии преподавал молодой учитель Иван Сергеевич Паторжинский, которого вы можете увидеть на фото. Который впоследствии стал знаменитым народным артистом, солистом Киевского театра оперы и балета. Профессором и преподавателем Киевской консерватории. С 1918 года для рабочих Голубовки он организовывал концерты, а также подготовил и поставил в 1920 году первую в своей жизни оперу «Наталка-Полтавка», где пел арию Петра.