Республиканский центр развития образования поделился с ЛИЦ советами для родителей по подготовке ребенка к школе.
НАСТРОИТЬ НА УСПЕХ
Главная задача при подготовке к обучению состоит не только в приобретении ребенком определенных знаний и умений. Очень важно, чтобы ребенок хотел учиться и был уверен в своих силах.
Одним из важных аспектов является личностная готовность к обучению, которая выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Подготовленными к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками и так далее), а возможностью чему-то научиться, что-то познать.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут трудности – строгие учителя и оценки. Постарайтесь развеять этот миф и настроить будущего первоклассника на успех.
Волевая готовность подразумевает способность ребенка сдерживать свои импульсивные действия и слушать речь учителя. Несмотря на то, что первокласснику еще трудно длительное время сохранять внимание и усидчивость, он уже способен поддерживать порядок на столе, поставить цель, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей.
Интеллектуальная готовность – это багаж знаний, словарный запас, с которым ребенок идет в первый класс. Он должен проявлять любознательность и наблюдательность, быть готовым к получению новой информации.
У будущего первоклассника к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Позволяйте ему самостоятельно выстраивать отношения с окружающими в общественных местах, поликлинике, на детской площадке, в магазине.
БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
Приучайте ребенка к режиму дня. Это поможет младшему школьнику умело организовать время для труда и отдыха, решить проблемы, связанные с возбудимостью и раздражительностью, сохранить нормальную работоспособность в течение дня и даже в течение всего учебного года.
Уже сейчас учите ребенка быть самостоятельным. Беспокойство, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых разных ситуациях.
РАЗВИТЬ НАВЫКИ
В подготовку ребенка к школе входит целый комплекс мероприятий, целью которых является развитие определенных навыков. Чем быстрее и лучше ребенок начнет ими овладевать, тем легче ему будет в школе.
Развивать бытовые навыки нужно, в первую очередь, в семье, подключая детей с раннего возраста к домашним делам: убирать постель, игрушки, вещи, что-то вымыть, помочь накрыть на стол. Овладение такими несложными операциями положительно скажется на уверенности ребенка в себе, его самостоятельности и в конечном итоге на комфортном ощущении себя в любой ситуации.
Социальные навыки – это навыки жизни в коллективе: устанавливать и поддерживать контакт, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, контролировать свое настроение, понимать эмоциональное состояние других, договариваться в конфликтной ситуации, координировать свои действия с действиями других, принимать и оказывать помощь. Умение ребенка позитивно общаться позволит ему быстро освоиться в школе и в дальнейшем комфортно чувствовать себя в коллективе.
Освоение общеучебных навыков неразрывно связано с эмоциональным и интеллектуальным уровнем развития ребенка. Многие родители полагают, что наблюдательность, воображение, мышление, память будут развиваться в процессе овладения знаниями. Однако ситуация, скорее, обратная. Без умения мыслить любое учебное занятие может превратиться в простое копирование, а полученная информация, в лучшем случае, осядет в памяти лишь на некоторое время.
ЗАМЕЧАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ
Многие родители будущих первоклассников могут сами испытывать неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи. Однако родитель сможет справиться с этим, проявив искренний интерес к новому статусу своего ребенка. Родителям нужно набраться терпения и хвалить первоклассника за все его старания, поддерживать, замечать достижения, отмечать позитивные результаты.
Еще одна трудность – ребенок нарушает дисциплину. Это характерно для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Причины таких изменений в поведении ребенка – протест против обязательных правил поведения в школе. Родителям следует поговорить с ним в доверительном тоне.
За быстрой утомляемостью или уходом ребенка от деятельности на уроке может стоять сниженная познавательная активность, мотивация избегания неудач или общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Успеваемость ребенка и посещение учреждений дополнительного образования во внеурочное время тесно связаны между собой, особенно в первые школьные годы.
Посещение кружков, центров творчества, спортивных секций – это дополнительное образование детей, которое является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка. Оно дает возможность приобрести ребенку новые знания, умения, навыки, обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволит сделать более широким круг его общения, учит организованности, раскроет творческий потенциал школьника.
Кроме того, дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения на практике школьных знаний.
Дети получают возможность развить свои потенциальные способности, повысить самооценку и приобрести навыки социализации в окружающем мире, а взрослые могут увидеть интересы, склонности и достижения детей.