Целью мероприятия является обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья школьников в период адаптации к школе, снизить риск возникновения заболеваний и патологических состояний, уменьшить число случаев травматизма среди детей.
Поступление в школу – событие, которое связано для ребёнка с радостью, волнением и трудностями. Разом меняется весь уклад его жизни – режим дня, питания, расширяется круг обязанностей, меняется общественное положение. Период адаптации к школе иногда оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьника. У некоторых детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, нарушаются поведение, сон, аппетит, снижается работоспособность. Появление нежелательных явлений зависит от состояния здоровья ребёнка и от того, как он подготовлен к поступлению в школу. Во многом успех подготовки зависит от участия в этом родителей.
Первым шагом на пути адаптации должно стать формирование положительного отношения к школе. Для этого родителям важно соблюдать основные правила: если ребёнок не хочет или боится идти в школу, необходимо постараться успокоить его, рассказать ему о школе всё самое хорошее; всю подготовку к школе необходимо вести вместе с ребёнком. Ребёнок должен быть спокоен, уверен, что у него все получится; ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой.
Адаптация ребёнка к школе зависит и от среды, окружающей ребёнка дома. Неблагоприятное влияние могут оказывать: отрицательные привычки родителей; конфликтные ситуации в семье (необходимо стараться избегать их или выяснять отношения не в присутствии ребёнка); погрешности в воспитании (избалованность, вседозволенность, излишние запреты, оставление ребёнка без надзора родителей).
Школьники, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в учебу, успешнее обучаются, лучше засыпают, меньше устают. Очень важен и необходим в период адаптации полноценный сон, составляющий не менее 8-9 часов в четко обозначенное время укладывания вечером и подъема утром. Ребенку следует напоминать, что в школу нужно идти без спешки, и проследить, чтобы в запасе у него было 10 – 15 мин. Спешка и суета нервируют, мешают воспитанию организованности и собранности, сводят на нет утреннюю прогулку — приятную и полезную для здоровья.
Учеба в школе и свойственная детям такого возраста большая подвижность вызывают значительные затраты энергии. Правильно организованное питание возмещает эти потери. Нужно строго следить за режимом питания ребенка. У младшего школьника прием пищи должен быть каждые 3-3,5 часа. Питание должно быть достаточным по количеству и полноценным по составу. Завтрак обязательно горячий (до 20 – 25% суточного рациона); 2-й завтрак в школе (10 – 15%). Обед из 3-х блюд: суп, мясо или рыба с гарниром и десерт (35%.); полдник – фрукты, булочка с молоком, чаем (15%). На ужин предпочтительно давать легкоусвояемую пищу в виде творога или других молочных продуктов, крупяных блюд, овощей (20 – 25%).
Необходимо следить за соблюдением личной гигиены. Дети должны быть приучены умываться утром и вечером, мыть руки перед едой, мыть ноги на ночь, чистить зубы, заботиться о чистоте, опрятности одежды. После ужина — только тихие, спокойные занятия, которые не возбуждают ребенка, не рекомендуются подвижные шумные игры.
Следует уделить отдельное внимание «рабочему месту» школьника. Основные правила: уровень стола при сидении за ним ребенка должен быть на 2-3 см выше его локтя. Разница в высоте стола от пола и высоте сидения стула — не менее 21 см и не более 27 см. Расстояние от глаз до книги должно составлять не менее 30 см, между грудной клеткой и краем стола расстояние равняется ладони ребенка. Свет от окна или лампы должен падать слева, мощность лампы — 40-60 ватт. Книги класть на подставку под углом 35-40 градусов. Телевизор ребенок должен смотреть при горящей в комнате лампе на расстоянии не менее 2-3 метров от экрана и не более 2-3 передач в неделю. Длительность пребывания у телевизора, компьютера ограничить до 40 – 45 мин. в день.
При покупке школьного ранца, важны размеры и вес ранца. Его ширина не должна превышать ширину плеч ребенка, высота — 30 см. Все вместе с содержимым — это максимум 15% от веса школьника, для первоклассника — 10%. Пустой ранец должен весить не более 600 грамм.
Отдельное внимание следует уделить беседе со школьниками о профилактике травматизма, как в школе, так и на улице.
Доброжелательное отношение, совместное проведение досуга с детьми, хорошие семейные традиции, правильный режим дня, полноценное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе – всё это даёт возможность ребёнку безболезненно перенести период адаптации к школе.
Медицинские учреждения Республики примут активное участие в проведении мероприятий в рамках Месячника здоровья «Ребенок идет в школу». В лечебно-профилактических и образовательных учреждениях будут проведены разъяснительные работы с родителями и детьми по вопросам охраны здоровья, формированию навыков здорового образа жизни и ответственному отношению к своему здоровью. В учреждениях Республики запланированы тематические беседы медицинских работников и педагогов о пропаганде здорового образа жизни. Врачи и педагоги подготовят публикации о важности соблюдении мер направленных на формирование адаптации к школьным условиям, а также выступления на радио и телевидении.
Луганский Республиканский центр здоровья