Дополнительное образование - это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Дополнительное образование реализуется через работу кружков, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Полноценное развитие ребенка возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов – принципа индивидуального подхода. Его суть в том, чтобы обеспечить ребенку оптимальное развитие его способностей, стиля поведения и сохранить его психологическое здоровье. Ведь расстройства в поведении возникают тогда, когда средства воспитания, обучения и воздействия окружающей среды не соответствуют индивидуальным особенностям личности ребенка.
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.
С целью углубления знаний педагогов об особенностях типов темперамента, развития умений анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка в ГУДО ЛНР «ЦВР» 12.10.2020 прошёл психолого-педагогический семинар «Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия».
В ходе семинара педагоги подробно рассмотрели типы темперамента, их основные характеристики, проблемы, с которыми могут сталкиваться дети в зависимости от свойств нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаний, а также, в практической части, определили, к какому типу темперамента относятся сами педагоги. Руководителем психолого-педагогического семинара Янковой Евгенией Анатольевной были даны рекомендации по организации взаимодействия и творческой деятельности воспитанников с разными типами темперамента.
Кобзий Инна Николаевна, руководитель творческого объединения «Арт-fox», участник семинара, раскрыла основные аспекты работы с детьми в зависимости от их индивидуальных особенностей восприятия: визуал, аудиал, кинестет илидискрет.
«Каждый ребенок индивидуален, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом его особенностей, ведь такой подход позволяет сделать образовательный процесс не только более интересным, но и более эффективным»– подытожила Инна Николаевна.
Евгения Янкова,
практический психолог ГУДО ЛНР «ЦВР»