Современному образовательному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к осмысленному включению в инновационные процессы. Практика работы с молодыми педагогами показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительное время. Наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы организации занятия, методическая сторона занятия, оформление документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление индивидуальной работы. Помочь ему в этот самый ответственный период его становления должны администрация и коллектив образовательного учреждения.Работа с молодыми педагогами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы образовательного учреждения.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
ІІ этап– 2-й год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, повышение авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия. Активно привлекается к показу занятий на уровне своего ОУ.
ІІІ этап – 3-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, складывается система работы, имеются собственные наработки.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. В рамках системы методической работы ГУДО ЛНР «ЦВР» работает Школа начинающего педагога, где традиционно проходят практические занятия с молодыми педагогами.
19 октября 2020 г. состоялся круглый стол Школы начинающего педагога на тему: «Применение педагогических технологий в дополнительном образовании». Руководитель Школы начинающего педагога Светлана Николаевна Протасова рассказала молодым педагогам о педагогических технологиях, применяемых в дополнительном образовании. В теоретической части круглого стола Светлана Николаевна, перечисляя педагогические технологии, характеризовала их и приводила примеры использования, подкрепляя свой доклад показом на мультимедийной доске наглядного материала. В практической части круглого стола с молодыми педагогами проводились деловые игры «Назовите технологию», «Аукцион». Начинающие педагоги закрепляли полученные теоретические знания о педагогических технологиях, и рассказывали, какие технологии они уже применяли на своих занятиях. В работе Школы начинающего педагога принимала участие психолог ГУДО ЛНР «ЦВР» Янкова Евгения Анатольевна, которая провела с молодыми педагогами тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности».
В завершении круглого стола Светлана Николаевна, подводя итоги проведенной работы, сделала выводы: «Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения, дать детям почувствовать радость труда в обучении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, дать толчок для развития способностей каждого обучающего. Работать с инновационными педагогическими технологиями сложно, но для достижения результата, а значит и удовлетворенности от своей работы это необходимо. И только путем творческих поисков и самообразования молодой начинающий педагог придет к своему совершенствованию педагогического мастерства».
Заведующий методическим отделом
ГУДО ЛНР «ЦВР»
В.Ю.Тимошенко