Дополнительное образование детей обеспечивает максимально широкий спектр методов и форм реализации деятельности, который позволяет детям с разными интересами найти занятие по силам и по душе, проявить свое творчество в разнообразных видах деятельности.
Современное дополнительное образование ставит личность ребёнка на главное место в образовательном процессе и создаёт социально-психологические условия для развития личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.
Учебное занятие является основным элементом образовательного процесса. В системе дополнительного образования форма его организации в значительной мере отличается от ученого занятия в общеобразовательной школе.
Главным становится выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися, а также общение. При подготовке к проведению занятия следует учесть, что важным этапом в организации педагогического процесса является планирование деятельности как педагога, так и обучающихся. Планирование, а также разработка занятия позволяет педагогу грамотно организовать учебную деятельность,, раціонально использовать учебное время, отслеживать результаты.
Педагог дополнительного образования, особенно начинающий, может испытывать трудности при моделировании ученого занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.
С целью углубления знаний педагогов об особенностях типов и структуры занятия, в ГУДО ЛНР «ЦВР» 19.10.2020 прошло занятие Семинара-практикума «Моделирование современного учебного процесса в учреждении дополнительного образования».
В ходе работы педагоги подробно рассмотрели типы занятий, их основные характеристики, поэтапную структуру занятия, а также, в практической части, определили, к какому типу относятся предложенные варианты занятий, триединые задачи к предполагаемому занятию. Руководителем Семинара-практикума Светланой Николаевной Протасовой и заведующим методическим отделом Викторией Юрьевной Тимошенко были даны рекомендации по написанию конспектов занятий в зависимости от его типа. Педагогам были розданы памятки для использования в работе при составлении конспекта и самоанализа учебного занятия.
Подводя итоги работы Семинара-практикума, Протасова С.Н. сделала вывод, что: «В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске, чтобы разнообразить проведение занятий, тем самым дать ребенку как можно больше знаний, сформировать как можно больше умений и навыков».
Заведующий методическим
отделом ГУДО ЛНР «ЦВР»
В.Ю.Тимошенко