Журналисты редакции «Информационный вестник» побывали дома у Нины Пшеничкиной - мамы погибшего кировчанина. Нина Петровна рассказала с глубокой материнской любовью о сыне, который отдал свою жизнь за становление молодой Луганской Народной Республики. Отдал за то, чтобы сюда не пришел враг, и нога укрофашиста не ступила на землю Донбасса.
- Нина Петровна, расскажите, каким было детство Константина, каким он был юношей и что заставило молодого, улыбающегося, солнечного человека (с фото) встать на защиту своего Отечества.
- Он был желанным и спокойным ребенком: ласковым, нежным, любил маму, обнимал, целовал. Я так его любила, и отец тоже его любил очень сильно. Он был здоровый ребенок. Мы для него родили сестру, чтобы, когда мы с отцом умрем, они были вместе и никогда не испытывали одиночество. Я мечтала, что он будет рядом с нами в старости, что он меня похоронит, а получилось вот так.
- Я знаю, что Вы со дня рождения своих детей завели записные книжечки, в которых делали откровенные материнские записи. Мне казалось, что сегодняшней молодежи присущи такие формы воспоминаний: все пишут, как ребеночек становится на ножки, как он первый раз улыбнулся. Я просто удивилась, что Вы в свои годы вели такие интересные записи.
– Например (читает из записной книжки): «Костику три года, Хорошо говорит, показывает на пальцах. Очень нравился кисель. Пригласили детей из подъезда – никому не рад, зато Юру Сипина, своего друга, встретил с радостью, с криком и стал целовать. К Новому году выучили стишок:"Наша елка велика, наша елка высока, выше папы, выше мамы, достает до потолка". И поднимает ручку вверх». Они дружили с самого детства. Юра был на похоронах моего сына. (Читает далее) - «Садится на пол и снимает сандалики, понимает, что у входа в квартиру надо снимать обувь», а вообще - то любил бегать босиком. «Сам снимает носочки и шлепает по двору голыми ножками».
- Очень трогательные моменты Вашей жизни. Скажите, Вы и для дочери завели такой маленький альбом?
– Да, конечно.
- До какого же возраста Вы вели эти записи?
- До трех лет.
- Это книга жизни Вашего ребенка до трех лет. …(смотрим фотографии)… Вот эта фотография просто удивительная. Красивый интересный молодой юноша - мужественный, мудрый взгляд. Расскажите еще о своем сыне.
– Костя окончил Луганскую гимназию успешно, без троек, учился в 10 и 11 классах.
– Как формировался Ваш сын?
– Вы знаете, на первом месте у него была мама и дружба. Я и мужу всегда говорила (муж тоже педагог), если будет любить маму, то и Родину будет любить! Он будет любить всех, родных, будет любить историю. И вообще, у нас настолько была связь близкая, что, смешно конечно, но любила я пельмени - и он любил. Любила я беляши, и он любил. Я обожаю рыбалку - и он. Я люблю березку, любил и он. А самым лучшим подарком для меня он считал живые цветы. Когда мы приходили к моей маме на кладбище, он всегда привозил живые цветы - живые гвоздики.
- Мальчик рос, быстро пришел такой возраст, что надо идти в армию. Скажите, а Вы не старались его отговорить, скрыть, спасти?
– Конечно, нет. Тогда только год служили, он отслужил в Одессе. Видимо, совпадение, песня такая была - «Шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил…». Его позывной был Костя Одесса. Прошли годы, Костя закончил инженерно - педагогическую академию. Там учились и папа, и дочка. Повзрослел. Нашел свою судьбу - Наташу, она жила в Кировске. Здесь в Кировске купили дом, и позже у них родилась девочка Алинка.
- Хочу вернуться к рассказу о Вашем сыне. Знаете, всех героев нужно знать в лицо, и именно сегодня, когда они положили свою жизнь для того, чтобы наши дети не боялись ходить по улицам. Скажите, как возникло желание у Вашего Константина пойти в ополчение? Все - таки он служил в Украине, и вдруг такой поворот?
- Во – первых, нас по жизни, к сожалению, сопровождала война. Костя родился 23 декабря 1979 года. Мы жили в Таджикистане на границе с Афганистаном. Началась война - и мы уехали. Во – вторых, мама всегда была примером для него. Я проводила в своем селе (с. Весняное Славяносербского района) референдум, несмотря на то, что это было опасно для нашей жизни. Мы тогда узнали, что в селе Крымское украинские войска расстреляли женщину, которая проводила референдум. В то время украинские нацисты дошли до Бахмутки. Я уже написала предсмертное письмо - и вот тогда мой сын не смог остаться в стороне. Я и говорю: "Ты что пойдешь в ополчение военнослужащим?" Он говорит:"Мама, если они будут подходить к Кировску - да". Он не умел много говорить. А в августе 14-го года он вступил в ополчение. А в июне мы с мужем собирали гуманитарную помощь для ополченцев.
– Я знаю, что Вы очень активно поддерживали ребят, которые стояли здесь на блокпостах, на защите нашей территории. Тогда простые люди пошли в обычных спортивных костюмах, шлепанцах, и в руках поначалу не было оружия.
- По нескольку дней мы собирали продукты для наших защитников. И односельчане несли все, что у них есть. 600 гривен мы тогда собрали и продуктов много привезли. При мне ребята уходили на боевое задание ни с чем, но держали оборону на зло врагу.
- Нина Петровна, Вы же знали, что Ваш сын воюет. Скажите, он что-либо рассказывал Вам, когда приходил в увольнение?
- Знаете, он ничего мне не рассказывал, он меня щадил! Единственный раз я его спросила: «Сынок, сколько километров между вами и всушниками?» Он говорит: «Мама, в ста метрах». Я не поверила, думала, шутит. «Мама как ты, береги себя». Я говорю: "Все нормально". Никогда мне ничего не рассказывал.
– Я знаю, что сначала Ваш сын был ранен, а потом - раны несовместимы со здоровьем, и семья, конечно, понесла утрату. Несмотря на волнение, горечь утраты, считаю, что Вы приняли очень мудрое решение, похоронив сына именно там, где сегодня заложена Аллея Славы. Вы вместе с главой нашего города Геннадием Карцевым выезжали и видели, как закладывается эта Аллея Славы. Вы там были и поблагодарили за то, что в этом плане начата работа.
– Вы знаете, когда у меня погиб сын, первой я позвонила Вам. И администрация, и воинская часть оказали огромную помощь, обогрели нас добрыми словами на кладбище, на поминках ребята военнослужащие. По поводу Аллеи Славы я могу сказать, что впопыхах ничего не делается, это разрушать легко, а созидать и, строить очень тяжело. Поэтому сразу Алею Славы сделать нельзя. Мы выехали с Геннадием Александровичем на кладбище, пока обозначили место, есть планы, чтобы высечь фамилии всех погибших ребят. Пусть они не похоронены здесь, но они отдали свою жизнь за тех, кто сейчас может улыбаться, спокойно беседовать, т.е. за нас. Вот последняя смска от сына была на 8-е Марта, у меня она сохранена. «Мамочка поздравляю с праздником 8-е Марта! Мамочка, я тебя очень люблю». Вот, что он мне написал. Разве я могу это забыть!!! (плачет) Простите.
- Знаете, что меня поразило больше всего в тот скорбный день. Трудно было подобрать слова, а Вы такие слова сказали в адрес украинского президента, и так это осмысленно, по – матерински, с надрывом, что мне кажется их было слышно до самого Киева. Восхищалась Вашим характером и выдержкой.
- Вы все пришли почтить память моего сына, спасибо вам. Но я не могла не спросить, кто - же отомстит за моего сына, кто - же это сделает? И молодцы ребята подняли руки и сказали «Мать, если тебе будет легче, мы в этот же день уничтожили тот дот, откуда стреляли в Костю». Все его любили.
- Вы жили в Славяносербском районе селе Весняное, а в 14 году Ваш сын решил, что Вы должны стать жительницей города Кировска. Прямо в преддверии своего ухода из жизни сделал для Вас ремонт в приобретенной квартире. Вы счастливая женщина, сын позаботился о Вас на долгие годы…
– Побеспокоился обо мне мой Костик ценой своей жизни. На сегодняшний день я имею статус матери погибшего, получаю военную пенсию. Хочу сказать вот о чем: недавно Леонид Пасечник подписал Указ о присвоении звания города – героя, воинской славы, боевой славы, трудовой славы. Отмечу, что в нашем Кировске живут славные защитники, образцы мужества и отваги для всех нас и нашего подрастающего поколения. Я, как член Общественной палаты, как мама Кости, буду делать все для того, чтобы нашему городу было присвоено звание «Город – герой».
– Конечно же, мы Вас поддерживаем, потому что все жители, живущие сегодня на территории города Кировска, на линии разграничения достойны того, чтобы наш родной город носил это звание. Я считаю, что гибель Вашего сына не должна остаться без следа, его именем, возможно, будут названы класс, в котором учился, аудитория, в которой он преподавал. Мы от всего сердца желаем Вам, Нина Петровна, чтобы Вы жили с памятью о своем Константине, чтобы гордились подвигами своего сына. Спасибо Вам за душевный разговор.